19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




VI.
Темперамент и характер:
1) темперамент:
- общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; осторожный — решительный; застенчивый — незастенчивый; проявляет склонность к лидерству — склонность к лидерству не проявляет);
- эмоциональность (невозмутимый — ранимый, спокойный — раздражительный, оптимистический — пессимистический);
2) характер:
-свойства характера, выражающие отношение: к людям (отзывчивость, доброта, требовательность, заносчивость, недоверие и т. д.); к вещам (аккуратность, неряшливость, отношение к вещам и др.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);
- доминирующие черты характера (первичные черты, вторичные черты, кардинальные черты).
VII.
Мотивация поведения:
1) доминирующие потребности (какой вид потребностей превалирует у интересующей личности: потребность в самосохранении, физиологические потребности, в принадлежности к коллективу и социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самовыражении;
2) ценности и установки: а) личностные, б) социальные, в) материальные, г) политические, д) идейные1;
3) интересы;
4) идеалы.
VIII.
Социальная адаптация:
1) социальное окружение (связь с родственниками, взаимоотношения с друзьями и знакомыми, признание со стороны окружающих);
2) восприятие социальной ситуации (как правило, исходит из реальной обстановки; адаптируется быстро — медленно; в действиях преобладает логичность и
т.д.);
3) самооценка (оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность — неуверенность в себе, чувство собственного достоинства — комплекс неполноценности).
IX.
Способности:
- общие способности (беглость и плавность речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений, особенности решения проблемных задач);
- специальные способности (организаторские, педагогические, лингвистические и др.; способность устанавливать знакомство и развивать контакты, влиять на людей, располагать их к себе; способность разбираться в людях).
Как уже было отмечено, сбор информации и оценка интересующей личности на основе данной «Схемы» осуществляется, в основном, в процессе общения. В связи с этим мы рассмотрим некоторые особенности этого процесса.
Как уже подчеркивалось выше, все методы оценки личности делятся на формальные и неформальные. К последним относятся различные интуитивные приемы и способы оценки людей. Как правило, эти приемы и способы имеют субъективную основу и в большей степени зависят от личности наблюдателя. В данном разделе анализируются формальные, или точнее объективные оценки личности посредством наблюдения, беседы, изучения документов, биографий, тестов, экспериментов, анализа письма.
Наблюдение — это систематическое, целеустремленное, планомерное изучение психических явлений путем личного восприятия исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе оперативно-розыскной, следственной деятельности и судебного разбирательства2. В системе приемов и способов оценки личности наблюдение занимает одно из первых мест, так как способно давать наблюдателю богатые конкретные данные.
Психологическая наука выработала ряд правил использования метода наблюдения. Собирание материала путем наблюдения проводится по предварительно разработанной программе. Данный метод несовместим с внесением каких-либо изменений в естественное течение изучаемого процесса, что позволяет познать его во всей жизненной правдивости. Наблюдение должно проводиться неоднократно, и систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления. Как правило, наблюде-
1 Подробнее см.: Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. С. 57-73.
2 См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 26.
§ 2. Методы оценки личности
в оперативно-розыскной
деятельности
ние должно осуществляться незаметно для того лица, которое является его объектом.
Наблюдение должно проводиться не только следователем-психологом, но любым должностным лицом, в том числе и оперативным сотрудником, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения информации о возможной причастности подозреваемого лица в совершении преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица.