19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Схема изучения
конкретной личности
оперативным сотрудником
включает в себя девять пунктов; общие данные, внешние признаки, жизненный путь, жизненные сферы, поведение, темперамент и характер, мотивация поведения, социальная адаптация и способности.
Данная «Схема» разработана с учетом особенностей оценки объектов интереса правоохранительных органов в условиях соблюдения конспирации. Она построена с акцентом на основной вид деятельности сотрудника — общение. Ее содержательная часть обеспечивает сбор информации о личности, необходимой для принятия решений по различным аспектам оперативно-розыскной деятельности. Данная «Схема» не подменяет утвердившихся на практике методик изучения объектов нашего интереса. Она дополняет их, притом качественно и достаточно конкретно.
Эта «Схема» служит основой для составления планов целенаправленных наблюдений и бесед, она очень помогает сотруднику подбирать конкретные приемы для решения специфических задач изучения объекта. Вместе с тем предлагаемая «Схема» открыта для дополнений и изменений, связанных с конфетными изменениями условий и задач ведения оперативно-розыскной работы.
«Схема изучения личности» включает в себя:
I.
Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, должность и характер прежней работы, отношение к политическим движениям и партиям, место жительства, семейное положение.
II.
Внешние признаки:
1) лицо (общее впечатление, краткий словесный портрет, особенность строения лица); 2) рост (высокий, средний, низкий, возможные физические аномалии);
3) вес и телосложение (полный, тучный, стройный, худощавый, очень худой);
4) одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);
5) манеры (производит приятное — неприятное впечатление; выразительность — бедность мимики и жестов; ловкость — скованность в движениях);
6) походка (плавная, скачущая, напряженная, расслабленная, мягкая);
7) голос (приятный — неприятный; звонкий, приглушенный, сиплый, гнусавый, ровный и т. д.);
III.
Жизненный путь:
1) родители (национальность, время и место рождения, место жительства, социальное положение, отношение к политическим течениям и партиям, образование, профессия, их взаимоотношения, отношение к детям, увлечения, средства к жизни, постоянное занятие, проведение свободного времени);
2) характеристика места рождения (город, деревня; особенности места рождения);
3) раннее детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи; братья и сестры, их взаимоотношения, характерные события в жизни);
4) школа (дошкольные учреждения, специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности и т. д.);
5) другие учебные заведения, в которых учился (причины поступления, планы на будущее, успехи, полученные навыки, умения и навыки, характерные события в 17-18 лет);
6) трудовая деятельность в молодости и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);
7) брак, рождение детей, с кем живет в настоящее время.
IV.
Жизненные сферы:
1) семья (отношения между супругами, отношение к детям, отношение к родителям, зависимость от жены (мужа);
2) профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой и профессией, продвижение по работе, социальный статус на работе — авторитетность, популярность и т. д.);
3) общественная и политическая активность (активен — неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность);
4) проведение свободного времени (кино, театр, музыка, спорт, спиртное, азартные игры, круг друзей и знакомых);
5) материальные условия жизни (какая квартира, обстановка в ней, бюджет семьи, удовлетворенность своим материальным положением);
6) здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие серьезных заболеваний).
V.
Поведение;
1) доминирующий эмоциональный тонус (настроение; приподнятое, ровное, угнетенное; в играх азартен — неазартен; реакция на трудности: энергичность, растерянность, безразличие);
2) особенности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно — незаметно, долго — недолго; обиды помнит долго — недолго; расстраивается по мелочам — по мелочам не расстраивается; привязанность хранит долго — недолго);
3) проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный, настойчивый -ненастойчивый, дисциплинированный — недисциплинированный, решительный -нерешительный, смелый — трусливый, инициативный — безынициативный);
4) поведение личности в сложной ситуации (сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков — теряет их, сохраняет спокойствие — теряется);
5) поведение в состоянии опьянения (спокоен, раздражителен, агрессивен, теряет контроль над собой, становится очень общительным, замыкается в себе, уединяется; пьет мало, средне, много);
6) нравственное поведение (честность и правдивость, соблюдение моральных норм, отношение к женщине и детям, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).