19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Эти заблуждения часто основываются не только на жизненном опыте», но и на отдельных сведениях о различных психологических концепциях, имевших распространение в прошлом. Даже само привлечение внимания к этим обстоятельствам имеет большое значение, поскольку эти заблуждения осложняют процесс межличностного восприятия.
Другой прием используемый в тренинге, состоит в том, чтобы научить сотрудника видеть себя со стороны, сопоставив свои собственные представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие, в том числе и объекты.
Это сближение собственных и чужих представлений в определенной степени служит повышению точности восприятия. Опыт организации этой работы показывает, что навыки приобретенные в специальных группах тренинга, не всегда удерживаются в реальных ситуациях взаимодействия.
На практике под техникой общения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т. д.). В зависимости от характера оперативно-розыскной деятельности, в процессе выполнения которой и по поводу которой осуществляется общение, а также в зависимости от сферы общественной жизни и от дистанции общения между общающимися может преобладать та или иная сторона общения — коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Поскольку каждая из этих сторон общения характеризуется своим специфическим набором средств, при изучении техники общения в различных ситуациях на первый план выступают то одни, то другие ее элементы.
Отметим, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека, в том числе
1 См.: Дубрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987; Ме-либруда Е. Я-ты-мы. — М., 1986; Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982; Она же. Компетентность в общении. — М., 1989; Дронов М. Талант общения. — М., 1998.
§ 3. Техника общения
в оперативно-розыскной
деятельности
правоохранительных органов
и в оперативно-розыскной деятельности, в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т. д. Они значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Следовательно, социально-психологическая подготовка оперативных сотрудников должна быть направлена в первую очередь на развитие именно этих составляющих черт общения. Однако указанные характеристики общения являются необходимым, но в целом недостаточным условием эффективности конфетных приемов общения между сотрудником и интересующим нас лицом.
Например, установлена взаимосвязь между уровнем развития техники общения оперативного сотрудника и его желанием адекватного понимания интересующего человека. Следует отметить, что, изменяя мотивацию общения, а также статусные притязания интересующей личности, можно опосредованно воздействовать и на технику общения. Таким образом, социально-психологическую подготовку с целью развития техники межличностного общения нельзя сводить только к формированию внешних поведенческих реакций.
Следует отметить, что приемы эффективные для нерегламентированного, свободного, общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Специфическая техника общения нужна сотруднику для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как со своими коллегами или партнерами различного служебного положениям, так и с другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самовоспитание и самообучение, а также целесообразное воздействие на начинающих коллег со стороны окружающих опытных оперативных сотрудников.
Мы уже отмечали, что от оперативных сотрудников требуется виртуозное владение техникой установления контакта и получения необходимой информации, как от заинтересованных лиц, так и от лиц, настроенных к ним враждебно и не желающих вступать в контакт. Взаимодействие собеседников, которые находятся в заведомо неравном положении, так как наделены различными правами и обязанностями, отличается особой сложностью взаимоотношений.
Если интересующий человек относит себя к одной социальной категории, а в сотруднике видит представителя другой, то это, безусловно, не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия неестественно, не способствует выполнению главной задачи — получения необходимой, объективной информации.