19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено написать подробный косвенный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решительности «идти до конца» в преступлении и так далее. Соответственно, во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — «о силе воли в преодолении трудностей на пути познания науки» и так далее1.
Чтобы предвидеть результаты межличностного восприятия, необходимо также учитывать различные «эффекты», вызываемые партнером по общению. Например, эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке, когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола заключается в том, что новая информация, получаемая оперативным сотрудником об интересующем человеке, накладывается на ранее созданный образ, который выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола наиболее ярко проявляется тогда, когда воспринимающий сотрудник имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств конкретного человека.
С этим эффектом тесно связаны эффекты «первичности»» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации об интересующем человеке для составления представления о нем. Первые впечатления о незнакомом человеке обычно соответствуют порядку предъявления информации,
Как правило, первая информация запоминается прочнее, чем любая последующая. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый, но интересующий нас человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека, с которым не было встреч длительное время, действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой,
Ранее мы уже отмечали, что при познании людьми друг друга часто приходится сталкиваться со сложившимися стереотипами. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления, возможно и человека. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности интересующего лица, например, по профессиональной принадлежности. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все юристы — буквоеды», «все таможенники -внимательны», «все следователи — подозрительны» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить свои заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью, а иногда и недостоверностью.
1 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. — С. 180-181.
В практической деятельности стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению и сокращению процесса познания человека, хотя и не способствует точности построения другого, во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, который, к сожалению, был негативным, всякое новое восприятие интересующего человека той же самой группой окрашивается неприязнью.
Рассмотренные нами стереотипы, установки, эффекты затрудняют адекватное межличностное восприятие. Для развития перцептивных способностей используют социально-психологический тренинг. Наряду с тем, что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы и на повышение точности восприятия».
Применяемые в этих случаях программы тренинга весьма разнообразны: самой простой из них является программа, построенная на фиксировании внимания участников группы сотрудников, юристов, психологов на таком факте, как чрезвычайная распространенность представлений относительно связи физических характеристик интересующего человека и его психологических особенностей.