19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Однако и в том, и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого партнера и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы практически и «раскрываем» наше лицо, расшифровываем значение его данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Здесь отметим, что познавая другого человека, формируется и сам познающий — то есть сотрудник. Во-вторых, потому, что
от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий в совместной деятельности.
В ходе познания интересующего нас человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка лица, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Каждый из людей, включенных в этот процесс, является активным субъектом. Следовательно, сопоставление оперативного сотрудника с другими лицами осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому, Поэтому сотруднику приходится принимать в расчет не только интересы партнера, но и то как он воспринимает интересы сотрудника. По нашему мнению, более полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификации, эмпатии и рефлексии.
Идентификация — это способ понимания интересующего человека путем уподобления себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия — это чувственное понимание сотрудником интересующего человека. Не рациональное осмысление другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, то есть проявить сочувствие. Эмоциональная природа эмпатии заключается в том, что ситуация с интересующим лицом не столько «продумывае’тся», сколько «прочувствуется».
Понятие рефлексии употребляется, как правило, здесь не в философском смысле (как познание субъектом самого себя). В социальной психологии под рефлексией понимается осознание сотрудником того, как он воспринимается партнером по общению.
Межличностное восприятие зависит от характеристик как сотрудника, так и интересующего лица, потому что всякое восприятие в то же время есть и определенное взаимодействие двух участников процесса общения, причем взаимодействие, имеющее всегда две стороны, оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать потому, что и сотрудник, и интересующий его человек, оценивая друг друга, стремятся построить определенную систему интерпретации своего поведения, в частности, его конкретных причин. Как правило, в обычной жизни люди часто не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно хорошо. В условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины, а иногда и образцы поведения. В оперативно-розыскной деятельности сотрудник осуществляет подобное приписывание либо на основе сходства поведения воспринимаемого им лица с каким-то другим образцом (моделью), имевшимися в его прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Область приписываемых характеристик, как правило, определяется особенностями субъекта восприятия. Одни оперативные сотрудники склонны в основном фиксировать физические черты, другие — психологические характеристики. Практика показывает, что последние более широко используют механизм идентификации. Установлено, что процесс приписывания причин поведения и характеристик обычно отличается крайней субъективностью. В частности, если мнение о личности сложилось, то его действия часто оцениваются соответственно: плохим людям приписываются «плохие» поступки, а «хорошим» — хорошие.
При формировании оперработником первого впечатления об интересующем его лице большую роль должна сыграть установка в процессе восприятия чело-
века человеком. Например, в одном из экспериментов двум группам студентов юридического факультета была показана фотография одного и того же человека.