19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Подобно тому как коммуникативная сторона общения дана при наличии определенных отношений между участниками коммуникативного акта, взаимодействие также реализуется в условиях определенных отношений между сотрудником и его партнером по общению. Если процесс общения в целом выступает как некоторая реальность в общественных и межличностных отношениях, то каждая его сторона, в том числе и взаимодействие, осуществляется при наличии определенных отношений. Общественные отношения даны во взаимодействии через ту реальную социальную действительность, частью которой является взаимодействие. Межличностные отношения также даны во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа взаимодействия (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество). Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки как оперативного сотрудника так и интересующего нас лица, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Однако такой эмоциональный фон не может вызывать или уничтожать взаимодействие. Даже в условиях плохих межличностных отношений в группе (оперативный сотрудник — партнер по общению), заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и в какой подчинено оперативно-розыскной деятельности, выполняемой группой, зависит как от развития этой группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Характер оперативно-розыскной деятельности и определенных отношений создает определенную мотивацию конкретных участников взаимодействия. В каждом акте взаимодействия мотивы сторон выявлены быть не могут именно потому, что порождаются они более широкой системой социальной деятельности.
В социальной психологии распространена традиция рассматривать данную форму общения, опираясь только на внешние проявления взаимодействия. В ка-
честве идеального образца взаимодействия предполагается «помогающее поведение» как выражение альтруизма по отношению к партнеру. В действительности альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. Суть вопроса заключается в содержании нравственных категорий, которое не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? С позиции сторонников «помогающего поведения» -да. В реальной, социальной ситуации, конечно, нет. Рамки единичного акта взаимодействия недостаточны даже для определения того, какой тип взаимодействия имеет место в рассматриваемом случае. Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот достаточно конкретный вопрос.
Безусловно, важно также выяснить, в каком отношении к оперативно-розыскной деятельности группы стоит иерархия (по степени важности) индивидуальных деятельностей каждого из участников. Здесь имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником оперативно-розыскной деятельности его вклад в общее дело; именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии.
По нашему мнению, от меры понимания оперативным сотрудником партнера по взаимодействию зависит то, насколько успешно будут организованы совместные слаженные действия, чтобы был возможен «обмен действиями». В данном случае, как в любой ситуации общения, требуется «одинаковое пониманием конкретной ситуации», в частности, раскрывающееся как понимание стратегии и тактики поведения партнера по «ситуации». Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. Если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой оперативно-розыскной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением оперработника с партнером по общению. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия. Ее важнейшая характеристика — совместное принятие решения.
Следует еще раз отметить, что в процессе общения между оперативным сотрудником и интересующим нас партнером должно присутствовать взаимопонимание между ними. Оно может быть здесь истолковано по разному: или как понимание целей и желаний партнера по взаимодействию, или не только как понимание, но и как принятие этих целей, желаний и установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: товарищества, близости, привязанности, выражающиеся в чувстве Дружбы и симпатии.