19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальными группам. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и чисто психологический характер. Они могут возникать вследствие индивидуальных, психологических особенностей общающихся, (в частности, чрезмерной стеснительности, замкнутости, скрытности, боязливости), иногда в силу сложившихся между общающимися особого рода отношений -неприязни, недоверия друг к другу и т.п.
Сама по себе информация, исходящая от оперативного сотрудника может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она, как правило, рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие, либо наоборот, не допускать нежелательных действий со стороны партнера по общению.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Она имеет место в различных образовательных системах, и не предполагает непосредственного изменения поведения партнера по общению.
Отметим, что передача любой информации возможна лишь посредством знаков. Различают вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь и невербальную коммуникацию, здесь воспользу-
ются различные неречевые знаковые системы. Однако, этот второй вид имеет четыре формы: оптико-кинетическую систему; паралингвистику и экстралингвистику; проксемику и визуальное общение.
Вербальная коммуникация — это самый естественный звуковой язык. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи, безусловно, менее всего теряется смысл общения. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора, в нашем случае оперативного сотрудника лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда партнер по общению превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалогическая речь представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое называется «обогащением и развитием информации»1.
Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния оперативного сотрудника на партнера по общению, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать мотивы общающихся, их цели и установки. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта система предстает как воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела, рук, (жестикуляция), лица (мимика), позы (пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции любого человека, что в ситуации коммуникации придает общению определенные часто положительные нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Известны, например, недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот.
Паралингеистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингеистическая система — это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон и тональность. Экстралингвистическая система — это использование в речи пауз, различных других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, изменения темпа речи. Все эти дополнения усиливают значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Проксемика — это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой. Например, размещение оперативного сотрудника с интересующим лицом друг к другу способствует возникновению и развитию контакта, говорит о внимании к говорящему, в то время как оклик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Безусловно, правильное пространственное размещение партнеров способствует эффективности общения, в том числе и в оперативно-розыскной деятельности.
1 Раинкин СЕ.