19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Глава 4
Психологические основы общения
в оперативно-розыскной деятельности
правоохранительных органов
УСтендаля есть выражение: «Умение вести разговор — это талант». Люди не всегда задумываются над тем, насколько совершенна их словесная форма общения и не все, к сожалению, обладают даром «глаголом жечь сердца людей», но к тому, как следует общаться должны стремиться все, в том числе и оперативные сотрудники.
Следует обратить внимание на тот факт, что сегодня нередко еще оперативные сотрудники не придают должного внимания коммуникативной стороне делового общения. Задача автора в этом плане вызвать интерес к методам и средствам, позволяющим повысить эффективность общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Неумение вести необходимую деловую беседу с интересующим лицом у оперработника безусловно, будет являться пробелом в его оперативной и профессиональной деятельности.
Знакомство с основами психологии общения, еще не означает, что оперативный сотрудник сразу сможет легко и профессионально вступить в контакт и достигать поставленных целей. Изучение теоретических основ и практических приемов, о чем сказано ранее, используемых в общении, позволит оперативному сотруднику осмыслить, в каком направлении ему необходимо развивать технику общения, чтобы быстрее достигать взаимопонимания и правильно организовывать взаимодействие с интересующим его лицом.
Основу авторской концепции составляют три опорных положения, соблюдение которых поможет оперативному работнику правоохранитель-
ного органа достичь определенного успеха в области делового, общения. Во-первых, это умение заинтересовать собеседника в полезности необходимого делового общения. Во-вторых, это создание в процессе встречи атмосферы взаимного доверия. В-третьих, это искусное использование методов внушения и убеждения при передаче информации во время общения. Обязательным условием успешного осуществления такого общения является системное использование перечисленных положений. Так как все они взаимосвязаны недопустима абсолютизация какого-либо из них; каждое положение выполняет соподчиненную роль по отношению к другим.
Для успешного осуществления общения и ведения переговоров сотруднику мало обладать юридическими и экономическими познаниями, нужна целенаправленная специальная и психологическая подготовка. Осознание личных затруднений и определение их причин позволяет оперативному сотруднику развить те психологические качества, которые необходимы для успешного общения в оперативно-розыскной деятельности.
Обращали ли вы внимание на то, что слова «общение» и «общество», имеют одинаковую основу? Наличие у разных людей чего-то общего, связующего — характерный признак и общения, и общества. В процессе общения люди обмениваются знаниями и опытом, передают друг другу различную информацию: добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, единого отношения к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе. В любых условиях общение есть достижение или стремление к достижению чего-то общего необходимого. Без общения людей не могло возникнуть и существовать человеческое общество, без общества — невозможно общение людей. Цели, средства, способы, условия и результаты общения в конечном итоге носят общественный характер. Поэтому анализ реальных процессов и конкретных актов общения должен по необходимости исходить из понимания нами социальной сущности общения.
Действительно, в жизни людям обычно кажется, что они общаются друг с другом исключительно только под влиянием личных интересов» потребностей склонностей («Я хочу узнать, что это за человек», «Надо бы нам встретиться и поговорить») и т. п. Личностный смысл отдельных актов общения для каждого из нас, естественно, выступает на первый план даже в тех случаях, когда мы общаемся с другими людьми по необходимости: по служебным, оперативным или различным другим вопросам (обращение к милиционеру, водителю, начальнику, любому сотруднику). В повседневном понимании общение просто и ясно для нас. Только время от времени, сталкиваясь с трудностями взаимопонимания, или обдумывая последствия того или иного разговора, мы замечаем, что не все так просто и ясно, что от правильного общения очень многое зависит не только в жизни каждого из нас, но и в жизни людей, окружающих нас, и общества в целом.
Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания1.