19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Если речь зашла о неприятных вещах, не уходите от разговора. Достойная аргументация всегда уместнее и лучше понимается объектом.
6. Не надейтесь только на свою эрудицию. Всегда готовьтесь к взаимному общению — в этом залог успеха в достижении цели.
7. Слушание — это искусство, и им нужно овладеть постепенно и целенаправленно.
8. Не доминируйте в разговоре. Никто не любит, когда над ним довлеет чья-то сила.
9. Не увлекайтесь монологами. Длинный монолог не только утомляет других, но главным образом порождает у собеседника мысль о своей ущербности и неполноценности.
10. Не теряйте над собой контроля, не перебивайте собеседника, даже если вам не нравится, что он говорит.
11. Не ущемляйте чувства собственного достоинства общающегося с вами человека.
1 См.: Чуфаровский Ю.В. Общение: наука и культура. С. 66-72.
12. Не принимайте позы обороны. Напряжение мышц лица, рук свидетельствует о непринятии вами идеи говорящего. Собеседник начинает ощущать ваше состояние, а это не в вашу пользу.
Доверие и доброжелательность со стороны объекта — это самые существенные условия в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.
Мы уже отмечали, что общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми. В структуре общения выделяют обмен значимыми мыслями и систему взаимного влияния. Доверительное и доброжелательное общение предполагает обмен информацией интимного характера, заинтересованность партнеров в общении и в их отношениях. Этот вид активности людей представляет собой социально-психологический феномен, который проявляется в самых различных сферах совместной деятельности. С точки зрения психологии — это обособление двух или более человек в некоторую специализированную общность.
Обособление понимается здесь как изоляция от «чужих» лиц. Свойство быть «чужим» имеет смысл только в соотнесении с содержанием тех отношений, в которых происходит обособление. Специфика доверительности и доброжелательности как феноменов общения заключается в особом качестве обмениваемого «материала», с одной стороны, и в особом качестве отношения к партнеру — с другой. Только общение, удовлетворяющее одновременно этим двум условиям, можно назвать доверительным.
Следует отличать доверительность и доброжелательность от других, похожих по форме феноменов общения, например проявления прямоты, откровенности и т. д. С учетом сказанного выше можно заключить, что хотя всякая доверительность предполагает откровенность, но не всегда откровенность является актом доверительного общения (например, признание под нажимом; мнение о собеседнике, высказанное импульсивно в ссоре; раскрытие тайны на основе уверенности, что собеседник будет молчать против своей воли и т. д.).
Доверительность и доброжелательность характеризуются специфическими функциями. Это прежде всего функции обратной связи, которые реализуются в общении, с одной стороны, путем сравнения доверительного материала, полученного субъектом от собеседника, о его внутреннем мире со своими собственными переживаниями и, с другой стороны, путем непосредственного «раскрытия» себя собеседнику. Другой функцией является формирование особых углубленных взаимоотношений в процессе осуществления какой-то совместной деятельности, для нас оперативно-розыскной.
Психологическое содержание доверительности между объектом и сотрудником заключается в субъективном ощущении «безопасности» и уверенности партнеров по общению друг в друге. Объект, вступивший в процесс общения в фазу доверительности, приобретает уверенность в том, что он, полагаясь на своего партнера, ничем не рискует. Предпосылкой такого состояния общающихся является взаимное понимание и доброжелательность.
Проявление этого закона в процессе общения, например сотрудника с интересующим лицом, заключается в следующем. В процессе общения, когда от-
§ 4. Доверие
и доброжелательность -
важнейшие условия
установления контакта
ношения общающихся переходят грани обычного знакомства, как бы происходит раскрытие, которое осуществляется лишь настолько, насколько это диктуется целью поддержания контакта. Раскрытие форсируется как только появляются признаки функционирования диады. Необходимо побудить объекта в этот момент пойти на риск и раскрыться чуть больше. Согласно закону подкрепления сотрудник должен также «раскрыться» чуть больше.