19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Чаще улыбайтесь. «Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать своей лавки» — гласит древнекитайская пословица.
3. В разговоре с человеком чаще употребляйте его имя. Если вы сразу запомнили имя человека и будете называть его без затруднения, это будет для него тонким комплиментом. Но если вы забудете имя или неправильно произнесете его, то поставите себя в неудобное положение.
4. Заводите разговор на тему, которая интересует вашего собеседника.
5. Старайтесь дать человеку почувствовать его превосходство над собой и делайте это искренне. При этом — всегда помните одно из основных правил общения: «Делайте для других то, что нам хотелось бы, чтобы другие делали для нас».
6. Умейте внимательно слушать и побуждать собеседника рассказывать о себе. Умение слушать собеседника — это искусство. Овладеть этим искусством должен всякий, кто хочет добиться общения с людьми. По манере слушать собеседника люди делятся на три группы: — внимательные слушатели; — пассивные слушатели; — агрессивные слушатели.
Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные — вызывают у говорящего апатию и тем самым гасят его речевую активность. Агрессивные слушатели вызывают у говорящего негативные эмоции. Как видно, внимательные слушатели -это положительный тип слушателей, а пассивные и агрессивные — отрицательные. Среди слушателей отрицательных типов по манере общения выделяют еще предвосхитителей, сторонников фактов и притворщиков.
Предвосхитители обычно предугадывают то, что хочет сказать собеседник, и поэтому не стараются прислушиваться к тому, что он сообщает. Для предвосхитителей важен внешний вид говорящего, его голос, телодвижения и т. д. Содержание речи для таких слушателей -дело второстепенное. Сторонники фактов предпочитают конкретность в беседе. Для них цифра, событие, конкретная личность — это главное. Однако такие слушатели часто упускают суть — идею высказывания, так как отдельные факты лишь подкрепляют основную мысль говорящего. Притворщиков можно назвать самыми бессовестными слушателями. Они заискивающе смотрят в глаза, безостановочно кивают головой, суетятся и
1 См.: Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1991. -С. 20-21.
т. д. Однако эти реакции так искусственны, что легко могут быть раскрыты. Говорящий теряет интерес к общению и замолкает на неопределенное время.
Вполне понятно, что таким слушателям очень трудно возбудить к себе интерес говорящего. Можно прекрасно найти предлог для вступления в контакт, оказать воздействие на объект заинтересованности с целью формирования о себе первого впечатления и даже привлечь его внимание. Однако для дальнейшего развития общения нужно уметь беседовать, а в беседе слушать собеседника.
Нередко многие неурядицы, связанные с межличностными конфликтами, возникают из-за того, что мы не умеем слушать собеседника. Иногда слушающий может быть искренне заинтересован в том, что говорит собеседник, однако в силу своих индивидуальных психологических особенностей плохо сигнализирует ему об этом. Дело заключается в том, что в таких случаях вслушиваются только в слова собеседника, а самого говорящего выпускают из поля зрения. Говорящий, не чувствуя на себе взгляда слушателя, начинает нервничать и искать повод прервать разговор и удалиться.
Важно усвоить, что схема слушания должна строиться по принципу обратной связи :объект произносит слова, направленные к субъекту, который слушает, сосредотачивая свое внимание на собеседнике и на его словах и старается при этом уловить основную идею высказывания. Объект охотно вступает в разговор, если собеседник изъявляет готовность его слушать. Причем деланная готовность последнего очень легко распознается по мимике, позе и жестам. Поэтому рассмотренные выше приемы привлечения внимания и вовлечения в беседу имеют большое значение. Чтобы возбудить интерес говорящего к беседе ив целом к общению, нужно избавляться от черт, присущих отрицательным типам слу-шателей1.
Для этого существуют определенные приемы, вот некоторые из них:
1. Не молчите. Беспредметное говорение тоже не решает дела. Надо участвовать в беседе предметно. Для этого требуется подготовка.
2. Будьте «открытым» для собеседника. Представьте себе, что он сообщает вам очень важные сведения.
3. Старайтесь не напрягаться. Чем напряженнее вы будете держаться, тем неестественнее будете выглядеть. Напряжение сигнализируется мимикой, позой, жестами.
4. Говорите простым языком, короткими фразами, избегайте вычурных и труднопонимаемых слов.
5.