19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Наибольший интерес к своей личности, а также общению можно вызвать в процессе беседы. Даже в том случае, если объект будет первоначально испытывать к сотруднику определенное чувство неприязни, беседа в целом может исправить его положение.
Общая схема вовлечения интересующего лица в беседу может быть следующей:
1. Создание проблемной ситуации, отвечающей доминирующим потребностям объекта.
2. Подведение этого лица к необходимости обсуждения возникшей проблемы1.
Общий разговор будет поддержан далеко не каждым собеседником. Неуместная тема разговора также чревата своими последствиями: она создает неловкость между общающимися и порождает барьер несовместимости.
Безусловно, планируя построение проблемной ситуации, надо принимать во внимание характерологические особенности объекта, его эрудицию, особенности интеллекта, социально-психологические данные. Основное внимание здесь надо обратить на «социальную роль» объекта в обществе. Поэтому, располагая даже неполными данными об этом лице, можно уже на первом этапе знакомства выбрать подходящую тему беседы и продумать соответствующую проблемную ситуацию. Однако без дополнительных усилий со стороны сотрудника трудно рассчитывать на речевую активность объекта. Последний может ограничиться двумя-тремя фразами. Чтобы вовлечь интересующее лицо в беседу, нужны специальные приемы подведения его к активному высказыванию, что связано с необходимостью эмоционального возбуждения объекта.
Задача, следовательно, состоит, во-первых, в постановке проблемы и, во-вторых, в возбуждении эмоции объекта. В последнем случае необходимо обеспечить наличие потребности в высказывании. Для этого следует добавить в проблемный вопрос информацию дискуссионного характера. В данном случае уместным может быть сообщение: «Многие авторитеты говорят, что никаких направлений в живописи в настоящее время нет». У объекта могут возникнуть вопросы: «Кто эти авторитеты?», «Что конкретного они говорят?» и т. д. Условие соблюдено — эмоциональное отношение возникло и его необходимо поддерживать в процессе беседы.
Объект начинает возражать, излагать свое мнение, приводить факты. Он оказывается вовлеченным в беседу и, поддерживая его эмоциональное возбуждение, можно добиться положительных результатов, соглашаясь с аргументацией объекта. Для этого применяются и специальные вербальные и невербальные средства, о которых всегда следует помнить.
Сотрудник должен показать интересующему лицу, что он внимательно его слушает; периодически смотреть говорящему в глаза, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта. Междометия, перифразы и рефлексии также дают объекту знать, что все его слова доходят до адресата.
Перифраза, например, воспринимается как готовность собеседника принять идеи партнера. Так, например, объект говорит: «Каждый раз, когда встречаешься с творениями прошлого, видишь определенные пласты живописи и по сути дела, разного плана во многих отношениях». Сотрудник отвечает: «Вы действительно ощущаете наличие определенных направлений в живописи».
Рефлексия наводит объекта на мысль о том, что его чувства и установки понятны и близки собеседнику. Говорящий в этих случаях ощущает в партнере
1 Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1987; Шмидт Р. Искусство общения. -М., 1992; Дронов М. Талант общения/ Дэйл Карнеги или Авва Дорофей. — М., 1998.
своего союзника. Например, объект заявляет: «Становится больно, когда беспочвенно делаются такие заявления. И кто делает?!»
Сотрудник отмечает: «Вы, как специалист, конечно же, не можете спокойно смотреть на все это». Перифраза и рефлексия ослабляют настороженность в любом собеседнике. Они могут разрушать барьеры равнодушия, недоверия и вражды. Большую роль здесь играют паузы, которые стимулируют говорящего к активизации своей речи.
Кроме того, сотрудник должен обращаться и к чувству собственного достоинства объекта. Так, разговорившись объектом на какую-либо тему и сделав ему комплимент, вы можете обратиться к нему и попросить помочь в чем-либо. Он, может быть, ничего и не сделает для вас, но останется доволен, что к нему обратились как к хорошему специалисту. Во всяком случае, разговор получит продолжение. Обычные стандартные фразы здесь выглядят примерно так: «Я кое в чем не разобрался, мне нужна Ваша помощь», «Можете ли Вы нам конкретно помочь?».
В своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги описывает шесть способов понравиться людям1:
1. В разговоре всегда проявляйте искренний интерес к собеседнику.
2.