19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Юридическая психология. — М., 1991. — С. 313.
2 Васильев В.Л. Указ. соч., С. 313.
На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (жестокость, агрессивность, доброта, правдивость, лживость и т.д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса. Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить, в первую очередь, его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить, какие причины способствовали этим изменениям. Все собранные данные позволяют следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы и т.д. Это необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но и в первую очередь для надлежащего воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.
Наибольшую общественную опасность по делам о преступлениях несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании таких преступлений важно выделить организатора, «главаря» такой преступной группировки и установить его действительную роль. Не секрет, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов таких группировок и нередко их вину берут на себя1. Поэтому следователю необходимо добыть доказательства, не только изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака, разрушающие ореол героя.
Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен, безусловно, продумать последовательность и формулировку вопросов, а также порядок предъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и т.д.
От выбора места и обстановки проведения во многом зависит успешность проводимого допроса. С допрашиваемым недопустимы панибратские отношения, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию, и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей; между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие ответственность происходящего отношения.
Допрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, учебе, работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т.п., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, и, соответственно, к затруднениям при допросе. В случае признания несовершеннолетним вины следует выяснить обстоятельства, объективно свидетельствующие об этом. В групповых преступлениях, определяя роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, которые объективно свидетельствуют о поведении всех членов группы. Важно знать и судьбу как добытых преступным путем предметов, так и орудий преступления, если они применялись; следует установить и факт того, рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допрашиваемый.
Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивидуальные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соучастникам, по-
1 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. С. 148.
терпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.
Входе опознания в специально регламентированном процессуальном законом порядке определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. За редким исключением объект, интересующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол.
С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сопоставляет, сравнивает их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии.