19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Прежде всего, вызов на допрос несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, а также при допросе обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, как правило, проводится по схеме:
1) наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребление наркотиков и т.п.;
2) ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации роди-
1 См.: Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. — Свердловск, 1973.-С. 26-27.
телей, братьев, сестер, особенности воспитания подростка, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;
3) личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии — сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;
4) правосознание подростка1.
При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетних. В частности, допросы маленьких детей в ряде случаев целесообразно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрого получения информации о личности преступника и т.п. Следует учитывать, что дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно. Однако у детей, хотя и отсутствует жизненный опыт, есть воображение, которое помогает им хорошо воспринимать предметы и события, которые им близки и их интересуют.
Практика показывает, что каждому допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Здесь важно выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится.
Автор придерживается позиции В.Л. Васильева, который выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего2. В частности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего его анкетные данные. Здесь главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого. Вступление в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, которые, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, развлечений и т.д. При этом оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения; определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и, в отдельных случаях, основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе информацию с уже имеющейся у него, и пытается устранить противоречия, неясности, неточности и т.д. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет ее уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтверждая правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.
Подготовленный со знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.
1 Васильев В.Л.