19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Подростковый возраст, пожалуй, самый противоречивый и динамичный период в жизни человека.
Иногда подростковый возраст называют переходным. Это не случайно, ибо подросток — человек, находящийся в состоянии перехода от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Он уже ушел от детства, но еще не стал взрослым. Потому-то в его поведении обнаруживается противоречивость и неустойчивость, резкие колебания от наивно-детских поступков до серьезно мотивированных действий. Человек подросткового возраста оказывается, как правило, лишенным последовательной и твердой линии поведения. Отсюда его особая подверженность различного рода влияниям, в том числе и таким, которые уводят с правильного пути и служат причиной иногда серьезных ошибок и отступлений от общественной морали, приводят к нравственным срывам и падениям личности. Подросток совершает порой необдуманные опрометчивые действия и поступки, единственная цель которых — самоутверждение себя как личности. Стремление к самоутверждению, к тому, чтобы занять более престижное положение, — суть, ядро внутренних побуждений подростка.
Как показывает практика и изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников, взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы2. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т.п. Важнейшим условием формирования личности «трудного» под-
1 Иногда психологи выделяют в подростковом возрасте относительно самостоятельные этапы и анализируют их. Так, вводится деление на младший (11-12 лет) и старший (12-15 лет) подростковые возраста и соответственно этой градации исследуются. См.: Краковский А.И. О подростках. — М., 1970. — С. 111, 105; Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978. — С. 18.
2 Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от из податливости групповому влиянию//Вопросы судебной психологии. — М., 1971.-С. 58-59.
§ 7. Психологические особенности допроса несовершеннолетних
ростка в большинстве случаев являются неблагополучные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако, нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, таким образом, взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».
Несовершеннолетний отвечает за совершенные действия и поступки. Суд привлекает к уголовной ответственности подростка или юношу не за то, что в его психологии имеются те или иные чуждые нашей нравственности черты. Судят за то, что эти черты воплотились в деяние, опасное для общества, для окружающих людей, то есть за преступление. При этом несовершеннолетние привлекаются к ответственности не только тогда, когда они полностью выполнили состав преступления, но и в случае приготовления и покушения на совершение преступления, а также при участии в нем. При определении меры ответственности несовершеннолетнего учитываются, таким образом, не только сама личность, но и характер содеянного ею. В этом, несомненно, находит выражение нравственная сущность наказания: оно справедливо воздает за вред, нанесенный обществу. Соразмерность преступления и наказания — так можно определить связь между мерой ответственности и тяжестью содеянного1.
Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14-16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет. К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ).
Общие правила допроса несовершеннолетнего изложены в соответствующих статьях уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологических закономерностей поведения лиц данной категории.