19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Однако, стоит иметь в виду, что российская

правовая система является романо-германской, и, в отличие от англо-

саксонского права, не признает судебный прецедент как источник права.

Российские суды формально не связаны с решениями, выносимыми

судами различных уровней и судебный прецедент не является

обязательным руководством для вынесения судами аналогичных

решений. Однако, никто не запрещает судьям знакомится с решениями

по аналогичным делам, а разъяснения коллегий высших судов могут

являться для них ориентиром для принятия решений. В интересующих

нас правоотношениях было принято Письмо Высшего Арбитражного

172

Суда РФ от 9 сентября 1998 г. N С5-7/У3-693 «О Федеральном законе

«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

В рамках данного постановления предлагается, что судам следует

обратить внимание на следующие положения закона:

1. В Законе дается понятие оценочной деятельности (ст.2),

приводится неисчерпывающий перечень объектов оценки (ст.5),

устанавливается правило, согласно которому право на проведение

оценки является безусловным и не зависит от установленного

законодательством порядка осуществления государственного

статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности, а также

предусмотрено право обжаловать результаты проведения оценки в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации

(ст.4). В качестве применения данного положения стоит отметить

судебное решение федерального арбитражный суда северо-кавказского

округа от 15 декабря 1998 года Дело N Ф08-2000/98-500А, который

признал, что базой исчисления стоимости ущерба, причиненного

объекту недвижимости одной из сторон процесса, должна быть не

остаточная балансовая стоимость (которая была равна 0), а рыночная

стоимость. Однако, Федеральный Арбитражный Суд Восточно-

Сибирского округа, рассматривая кассационную жалобу (дело № А33-

16082/02-С3н-Ф02-2250/03-С1), не признал проведенную независимую

оценку как базу для исчисления налога на прибыль по операциям с

ценными бумагами и установил приоритет 280 статьи НК, согласно

которой, при отсутствии рыночной информации о сделках с ценными

бумагами, для расчета их стоимости применяется метод чистых активов.

Судам также рекомендовано обратить внимание на следующие

существенные положения:

• На ст. 7 ФЗ «Об оценочной деятельности» (в случае, если в

нормативном правовом акте, содержащем требования обязательного

проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об

оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта

оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта).

• Проведение оценки, согласно статье 8 Закона, является

обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих

полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской

Федерации либо муниципальным образованиям. Действие этой статьи не

распространяется на отношения, возникающие при распоряжении

государственными и муниципальными унитарными предприятиями и

учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве

хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением

случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с

законодательством Российской Федерации допускается с согласия

собственника этого имущества.

• Основаниями для проведения оценки, как следует из статьи 9

Закона, являются договор между оценщиком и заказчиком, определение

173

суда, арбитражного суда или третейского суда, а также решение

уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд

самостоятельны в выборе оценщика.

• Статьей 10 Закона установлены существенные условия договора

между оценщиком и заказчиком, а также письменная форма договора, не

требующая нотариального удостоверения.

• Спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости

объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит согласно

статье 13 Закона рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским

судом), который вправе обязать стороны совершить сделку по цене,

определенной в ходе рассмотрения спора, только в случаях

обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

В публичном доступе также находятся многочисленные решения о

приостановлении действия лицензий на осуществление оценочной

деятельности, в результате проведенных проверок контролирующим

органом. Так, за не предоставление оценщиков одного из отчетов об

оценке в рамках проводимой проверки, (решение Арбитражного суда г.

Москвы от 4 августа 2003 г. по Делу № А40-23446/03-94-257) орган

вынес решение о приостановлении лицензии оценщика, а заявление,

поданное в арбитражный суд о признании такого решения

недействительным, суд отклонил.

Интересно также решение Северо-Кавказского арбитражно-

гражданского суда по делу № 005/2003.