19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Этичное поведение

оценщика направлено на благо профессии в целом, на укрепление

доверия к профессии. Этика- это представление о должном и не

должном поведении и не подпадает под сферу государственного или

правового регулирования. Нарушение этики не может повлечь

юридических или административных санкций, однако может повлечь

определенные негативные последствия, исходящие от

саморегулируемой организации.

Кроме того, дополнительные преимущества саморегулирования

оценочной деятельности является то, что саморегулируемые

организации, как показала международная практика, устанавливают, с

одной стороны, более детальную стандартизацию, что увеличивает

качество оценочных услуг с другой стороны, международные стандарты

предоставляют определенную гибкость в их применении, что не

допускает догматизма и «зарегулированности» оценочной деятельности.

В российских условиях саморегулирование оценочной деятельности

может позволить внедрить международные стандарты оценки, при этом,

не адаптируя его терминологию к российскому законодательству и не

внося в него существенных изменений, что необходимо при

государственном регулировании оценочной деятельности и является

серьезным барьером в регулировании.

Однако саморегулирование — не идеальный инструмент контроля

за оценочной деятельностью. В международной практике

профессиональные организации оценщиков устанавливают серьезные

барьеры для вступления в профессию оценщиков. Существует опасность

превращения саморегулируемых организаций (СРО) в закрытые

«касты», что снизит конкуренцию на рынке и может отрицательно

сказаться на качестве оценочных услуг. Отчасти для предотвращения

этого явления и полного саморегулирования оценочных услуг

необходимо участие в сертификации оценщиков потребителей их услуг,

однако это, в свою очередь, может стать угрозой независимости

оценщиков. Так в проекте поправок к закону «Об оценочной

деятельности» предусматривается 2 летний стаж работы в качестве

оценщика81 как основания для права на получение лицензии и членства в

СРО. Кроме того условия признания СРО (более 500 членов более чем в

половине субъектов РФ), в российских условиях позволяет говорить о

возможности признания только одной такой организации. Условия о

взаимном страховании оценщиков (взнос в размере 50000 рублей), также

81 При этом предполагается что специалистом-оценщиком признается лишь тот работник, в чей

трудовой книжке (а не в приложении к лицензии!) есть соответствующая запись, что исключает

возможность признания трудового стажа работников, занимавшихся оценкой, но должность которых

именовалась как «эксперт -оценщик», «консультант», «аналитик» и проч.

170

позволяет говорить о ликвидации значительного количества участников

рынка оценочных услуг. Это может привести острой нехватки

оценщиков в России, и, как следствие, саботировании потребителями

института независимой оценки. По мнению автора, реформа на таких

условиях губительна для оценочной деятельности в России.

В представленной ниже таблице 6 приведены основные

достоинства и недостатки систем контроля за оценочной деятельностью.

Таблица 6

Сравнительный анализ систем контроля за оценочной

деятельностью

Вид регулирования Преимущества Недостатки

Государственное Подкрепление решений и

нормативных актов силой

государственной власти.

Установление равенства

контролируемых субъ-

ектов, подконтрольность

государству контролирую-

щего органа. Информиро-

ванность государственной

власти, эффективные ры-

чаги воздействия на

подконтрольные

субъекты.

Издержки государст-

венной власти на

поддержание аппарата

контролирующих органов.

Низкая привлекательность

государственной службы в

сегодняшний момент,

недостаток кадров. Кор-

рупция Доминирования

публичных интересов,

снижает профессиональ-

ную общность оценщиков,

проблема отчужденности

государственной власти от

интересов оценщиков, по-

роки чиновничьего управ-

ления.

Саморегулирование Повышает общность оцен-

щиков как профессии,

понимание общих интере-

сов оценщиков, профес-

сиональная работа над

стандартами. Самосто-

ятельные рычаги влияния

на свою деятельность.

Опасность формирования

ситуации с возможной

«закрытостью», «кастово-

стью» профессии. Воз-

можность превращения в

закрытую систему, непод-

контрольную обществу.

Возможное взаимное

«прикрывание» противо-

правных действий. Воз-

можно искусственное

создание барьеров вступ-

ления в отрасль, снижение

конкуренции на рынке

Сочетание государствен-

ного и саморегулирования

Попытка объединить

положительные свойства и

государственного и

саморегулирования

оценочной деятельностью.

Неизбежность смещения

центра влияния –

доминирование либо

государственного, либо

саморегулирования.

171

Нестабильность системы,

ее эклектичность, возмож-

ный распад и не

достижение поставленных

целей.

В то же время, вокруг установления той или иной системы

регулирования или контролирующего органа разворачивался и до сих

пор существует конфликт интересов.

Интересы различных органов, структур, центров влияния на

вопросы регулирования оценочной деятельностью связаны со

следующими позициями:

• возможностью лицензирования и создание барьеров для

вступления в деятельность, установлению образовательных цензов;

• установление стандартов оценки;

• регулирование качества услуг;

• возможность контроля рынка оценочных услуг;

• определение степени свободы оценщиков, передел рынка,

контроль за оценщиками;

• регулирование статуса отчетов об оценки, определении их силы,

возможности их оспаривания, пределов возможности служения отчета

для частных интересов;

• контроль за привлечением к ответственности оценщиков;

• определение степени независимости оценщиков.

влияние на процесс утверждения отчета об оценке как документа

имеющего силу доказательственного значения влияние на потребителей

оценочных услуг, использование инструментов вызывания, торможения,

ускорения, прерывания хозяйственных процессов и перераспределения

собственности.

9.4.Судебная практика в отношении оценочной деятельности

Судебная практика по делам, связанным с оценочной

деятельностью, является важной для понимания правоприменительной

практики в отношении нормативно-правовой базы, регулирующей

данные правоотношения.