19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Значительный спектр

отношений, связанных с регулированием оценочной деятельности

связан с функциями Федерального агентства по управлению

федеральным имуществом

Основными инструментами регулирования деятельности по

оценке (согласно А.В. Верхозиной) являются:

лицензирование

• система Стандартов;

• система сертификации качества услуг;

• унификация учебных программ по подготовки оценщиков;

167

• создание условий для развития и становления

саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;

• организация процесса включения процедур и методов

профессиональной оценки в общее законодательство;

• контроль за исполнением законодательства в области оценки.

Одной из существующих проблем в области правового

регулирование оценочной деятельности, является неподготовленность

российской правовой системы к терминологии, методологии

профессиональной оценки. Дело в том, что стандарты и

законодательство по оценке стран с развитой рыночной экономикой

представляют собой достаточно гибкий инструмент. Так оценщики

имеют механизмы отхода от стандартов в проведении оценочных работ.

Общее настроение регулятивных актов по оценки представляет собой

методологическую базу, ориентир для действия, профессиональным

кодексом работы. Специфика оценочной деятельности, как работы

требующей не всегда стандартных подходов к объектам и целям оценки,

носящей исследовательский характер и требующей, особенно в

российских условиях, гибкости в методологии и свободы оценщика в

выборе путей проведения оценки, не может регулироваться жесткими

законами и стандартами. Общая правовая традиция России, с одной

стороны, жестко требующая выполнения буквы закона и диалектически

отраженная тенденция к бесконечному поиску несовершенств в законе и

путей его обхода не совсем совместима с профессиональным

самосознанием оценщиков в зарубежных странах и основной целью

регламентационных актов- повысить качество и профессионализм

оценщиков, сконцентрировать профессионализм оценщиков а не жестко

регулировать их деятельность и создавать ситуации вечного

противоречия между законом и практикой его применения.

Необходимость государственного регулирования оценочной

деятельности возникла в России в связи с переходным периодом. В

традиции регулирования присутствует насаждение сверху института

оценочной деятельности, в целях быстрейшего формирования

оценочной деятельности в РФ. Создание института оценочной

деятельности сформированы объективными потребностями в

экономики, для упорядочивания имущественных отношений, защиты

государственного и частного имущества от произвола. Так с 1997 года

приватизация в РФ признается возмездным процессом, а для

адекватного определения стоимости, пополнения бюджета и не

допущение приватизации высокодоходных предприятий за бесценок

необходимы, развитые оценочные отношения, с участием государства в

их становлении для защиты собственных интересов.

168

9.3. 3-й механизм — саморегулирование оценщиков

В последнее время четко прослеживается тенденция перехода от

государственного регулирования оценочной деятельности к ее

саморегулированию. Согласно статья 22. Закона об оценке,

дополнительно к государственному регулированию саморегулирование

оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми

организациями оценщиков и распространяется на членов таких

саморегулируемых организаций. В целях саморегулирования оценочной

деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные

некоммерческие организации. Саморегулируемые организации

оценщиков могут выполнять следующие функции:

• защищать интересы оценщиков;

• содействовать повышению уровня профессиональной

подготовки оценщиков;

• содействовать разработке образовательных программ по

профессиональному обучению оценщиков;

• разрабатывать собственные стандарты оценки;

• разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля

качества осуществления оценочной деятельности.

Основной идеей перехода к саморегулированию является постулат

о не тождественности категорий государства и общества. В условиях

либеральных отношений государство должно ограничить свои функции

и по возможности передать большинство возможных функций

общественным механизмам. Необходимость отказаться от

государственного доминирования продиктовано проводимыми

либеральными реформами в РФ. Кроме того, реформы продиктованы

международным опытом. Так, в большинстве стран с развитой

рыночной экономикой функции по регулированию оценочной

деятельности переданы саморегулируемым организациям.

Конечно, проводимая реформа регулирования оценочной

деятельности имеет свои проблемы, основной из которых является

насаждение перемен «сверху», попытка государством создания

общественных механизмов регулирования.

Основными различиями государственного регулирования и

саморегулирования оценочной деятельности является регулирующий

субъект, степень подкрепления регламентирующих деятельность актов,

силой государства.

Основным положительным моментом в переходе от

государственного регулирования к саморегулированию является то, что

профессиональные общественные объединения кроме контроля над

соблюдением законодательства в области оценочной деятельности могут

проводить контроль за соблюдением этических норм профессиональной

169

деятельности, что повышает престиж профессии и обеспечивает

качество оценочных услуг.

Этика оценщика — представляет собой систему ценностей

оценщика, как субъекта определенной профессии.