19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




При рассмотрении дел о нарушении таможенных

правил в определенных случаях допускается возможность применения

фактурной стоимости товаров. Фактурная стоимость товара — это

стоимость товара в валюте, указанная в контракте. В случае

невозможности установления стоимости изъятых товара или иных

ценностей в указанном порядке их оценка должна быть произведена на

основании заключения эксперта.77

Оценка имущества и имущественных прав инвестиционных

фондов.

См. Раздел 7.

77 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред.

Ю.М.Козлова. — М.: Юристъ, 2002.

165

9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНЩИКОВ.79

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С

ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Частично, вопросы государственного регулирования оценочной

деятельности были рассмотрены в Разделе № 1. Наибольшее внимание

при изучении данной темы следует уделить тенденциям

государственного регулирования- от децентрализации в начале

становления оценочной деятельности в РФ, к упорядоченному

регулированию на данный момент с установлением Министерства

имущественных отношений, как органа, осуществляющего контроль за

оценочной деятельностью, — к саморегулированию, как одной из

основных тенденций регулирования оценочной деятельности.

Соморегулирование оценщиков, в основном, регулируется положениями

саморегулируемых организаций и кодексами профессиональной этики

оценщиков, утвержденных этими организациями.

Регулирование оценочной деятельности как в России, так и в

других странах происходит тремя разными механизмами.

9.1. 1-й механизм — правовое регулирование

Это регулирование с помощью норм права. Осуществляется путем

наделения сторон при осуществлении оценочной деятельности

соответствующими правами и обязанностями. Законодатель формирует

рамки действия субъектов правоотношений. При этом основным

способом защиты прав является судебная защита. В случае нарушения

норм права, в принципе, отсутствует необходимость обращения в

регулирующий орган. Судебное решение имеет большую силу, чем

решение такого органа. В случае отмены государственного

регулирования оценочной деятельности, правовое регулирование не

перестанет иметь силы.

9.2. 2-й механизм — государственное регулирование оценочной

деятельности

Согласно определению, данному А.В. Верхозиной80:

«регулирование оценочной деятельности — система мер и процедур,

79 См. статья А.Ю. Родина «Проблемы регулирования оценочной деятельности в РФ»,

www.appraiser.ru.

80 А.В. Верхозина, В.А. Федотова Сравнительный анализ международного и российского

законодательства в области оценочной деятельности, М. «Интерреклама» 2003, С.37.

166

направленных на повышение качества оценочных услуг и соответствие

их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным

сообществом оценщиков ( саморегулирование или государственными

органами (государственное регулирование), или совместно». Сфера

государственного и правового регулирования оценочной деятельности

можно разграничить как функции и деятельность государственных

органов, направленных на контроль за оценочной деятельностью и

сферу действия норм права, определяющих права и обязанности

субъектов оценочной деятельности, соответственно. К сфере

государственного регулирования оценочной деятельности можно

отнести принятие лицензирующий органом, стандартов оценки

некоторых видов объектов, необязательных к применению. Так

некоторые методические рекомендации (например «Методические

рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности») не

носят обязательный характер, но являются рекомендательными к

использованию. Таким образом, одной из основных целей

государственного регулирования является повышение качества

оценочных услуг. Однако, стоит отметить, меры государственного

регулирования оценочной деятельности, направленные на защиту прав и

интересов граждан в ходе осуществления оценочной деятельности, что

вытекает из сути лицензирования оценочных услуг, кроме того в

функции государственного регулирования входят задачи

администрирования деятельности лицензиатов (учет, выдача,

приостановления или прекращения лицензий), проведение проверок,

инспекция отчетов. Кроме того, в функции лицензирующего органа

переданы также государственные контрольные функции- экспертиза

отчетов об оценке.. Смысл контрольных функций заключается в

осуществлении функций органа исполнительной власти. Такие

отношения носят не равный характер, (контролируемый субъект

оценочной деятельности не может устанавливать свои условия

взаимоотношений с государственным органом), но в то же время, по

принципу административного права государственный орган должен

устанавливать равные правила для всех контролируемых субъектов.

Государственный орган исполнительной власти вправе производить

решения – применять меры воздействия на субъектов управления,

давать указания, требовать объяснений и пр.