19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Постановлением Правительства Российской Федерации от

27 августа 2004 г. № 443 установлено, что уполномоченным органом

исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной

деятельности является Министерство экономического развития и

торговли РФ. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N

691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным

имуществом», устанавливается, что данный орган является

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим лицензирование оценочной деятельности и контроль

за соблюдением лицензионных требований и условий, осуществляет

полномочия государственного финансового контрольного органа в

случаях, предусмотренных федеральными законами «Об акционерных

обществах» и «О несостоятельности (банкротстве)».10 Кроме того в

ведение агентства переданы организация оценки имущества в целях

осуществления имущественных и иных прав и законных интересов

Российской Федерации, определение условий договоров о проведении

оценки федерального имущества, осуществление согласования

профессиональных образовательных программ высшего

профессионального образования, дополнительного профессионального

образования или программ профессиональной переподготовки

работников в области оценочной деятельности. Федеральное агентство

по управлению федеральным имуществом находится в ведении

Министерства экономического развития и торговли Российской

Федерации. Лицензия на осуществление оценочной деятельности

выдается на 5 лет. Контроль за соблюдением лицензионных требований

и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.

Мероприятия по контролю могут производится по плану утвержденным

проверок, а также по заявлениям юридических и физических лиц,

государственных надзорных органов, иных органов государственной

власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и

органов местного самоуправления. Продолжительность проверки не

должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая

проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.

10 Данные функции предполагают экспертизу отчетов об оценке, ранее осуществляемые

упраздненной Федеральной службой по финансовому оздоровлению.

17

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один

из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен

с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно

представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения

лицензирующим органом проверок. К потребителям (заказчикам) услуг

оценщиков, как субъектам оценочной деятельности, законодательство не

предъявляет конкретных требований. Но очевидно, что они должны

обладать правоспособностью, а органы государственной власти РФ

полномочиями для требования или права заказать услуги оценщика. К

потребителям (заказчикам) услуг оценщиков, как субъектам оценочной

деятельности, законодательство не предъявляет конкретных требований.

Но очевидно, что они должны обладать правоспособностью, а органы

государственной власти РФ полномочиями для требования или права

заказать услуги оценщика. Российская федерация, субъекты РФ,

юридические и физические лица имеют право на проведение

оценщиками оценки любого принадлежащего им объекта оценки.

Данное право является безусловным, результаты оценки могут быть

использованы для корректировки данных бухгалтерского отчета и

отчетности. Характерно, что безусловное право на оценку объекта

оценки имеют лишь собственники данного объекта. У перечисленных

выше участников правоотношений также имеется безусловное право на

повторную оценку и на обжалование заинтересованными лицами

результатов проведения оценки.

1.2. Права оценщика

1. Применять самостоятельно методы проведения оценки в

соответствии со стандартами оценки. Согласно стандартам оценки,

обязательным к применению субъектами оценочной деятельности,

методом оценки является способ расчета стоимости объекта оценки в

рамках одного из подходов к оценке. Среди подходов к оценке

выделяют затратный, сравнительный и доходный.

2. Требовать от заказчика при проведении обязательной оценки

обеспечения доступа в полном объеме документации, необходимой для

осуществления этой оценки. Соответственно заказчик, обладающий

документацией, обязан ее предоставить. Федеральный закон «Об

информации, информатизации и защите информации» определяет

термин «документ» как зафиксированная на материальном носителе

информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.