19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Ст.416.

Изменения и дополнения внесены Законом Российской Федерации от 24.06.92 // Ведомости Съезда

народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №

34. Ст.1966. Закон «О собственности в РСФСР» утратил силу с 01.01.95 в связи с введением в

действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. 69 9 См. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27.

Ст.927. Изменения и дополнения от 05.06.92 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 28. Ст.1614.

157

муниципальном жилом фонде, а для граждан, забронировавших жилые

помещения — по месту бронирования жилых помещений 70.

С принятием Закона Российской Федерации от 21.07.97 № 123 —

ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах

приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»71

можно говорить о новом этапе законодательного регулирования

приватизации.

Закон о приватизации 1997 года дает гораздо более четкое и

лаконичное определение приватизации, под которой понимается

возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных

образований имущества (объектов приватизации) в собственность

физических и юридических лиц.

Данная дефиниция использует трехчленную формулу, элементами

которой являются субъекты (продавцы и приобретатели), объект

(имущество) и процесс (возмездное отчуждение).

Ключевым понятием данного определения, как мы видим,

является термин «возмездное отчуждение», то есть законодатель

несколько видоизменил формулу Гражданского кодекса Российской

Федерации, в котором предусматривалась «просто» передача имущества.

Однако формулировка Закона о приватизации 1997 года нисколько не

умаляет законоположение статьи 217 Гражданского кодекса Российской

Федерации, поскольку последнее содержит отсылку к законодательству

о приватизации по урегулированию порядка приватизации.

Понятие отчуждения является одним из ключевых понятий

гражданского права, которое регулирует отношения по возмездной

передаче имущества, а также порядок приобретения и прекращения

права собственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что

генетически приватизация является цивилистическим институтом,

поскольку предполагает возмездное отчуждение имущества, то есть

сферу регулирования гражданского права.

Однако законодатель вывел приватизационное законодательство

из сферы гражданского права. В частности, согласно уже

упоминавшейся статье 217 Гражданского кодекса Российской

Федерации при приватизации государственного и муниципального

имущества предусмотренные гражданским кодексом положения,

регулирующие порядок приобретения и прекращения права

собственности, при — меняются, если законами о приватизации не

предусмотрено иное. Другой нормой — пунктом 3 статьи 96

Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что

особенности правового положения акционерных обществ, созданных

путем приватизации государственных и муниципальных предприятий,

70 Скворцов Приватизационное право М.1999 С.12-21.

71 Российская газета от 02.08.97 № 148.

158

определяются законами и иными правовыми актами о приватизации

этих предприятий.

Таким образом законодатель зафиксировал приватизацию как

возмездный акт, установив фискальный элемент в правовой статус

приватизации государственного, муниципального имущества и

имущества субъектов федерации. Принятием Закона о приватизации

1997 года законодатель выразил свою приверженность концепции

регулирования приватизации не комплексно, но по отдельным

направлениям: приватизация государственных и муниципальных

предприятий; приватизация земли и природных ресурсов; приватизация

государственного и муниципального жилищного фонда; приватизация

объектов социального и культурного наследия, а также объектов

историко-культурного наследия и природных объектов.72

Именно после 1997 года с принятием нового Закона о

приватизации, она стала нести более или менее выраженную

фискальную функцию и стала отдельной строкой доходов федерального

и других бюджетов. Приватизационный же процесс начала реформ в

России такого характера практически не имел, так как носил собой цель

создания слоя частных собственников в России, а не перераспределения

частных средств в бюджеты взамен передачи публичной собственности.

Приватизация предприятий путём преобразования в акционерные

общества, чековая приватизация не приносили доход бюджетам, когда

как продажа предприятий с аукционов и конкурсов носит ярко

выраженный фискальный характер и является важнейшим правовым

инструментом политики пополнения бюджета.

Аренда государственного имущества регулируются положениями

о договоре аренды, зафиксированными в Гражданском Кодексе РФ.