19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Использование

сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и

153

доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и

действительных условиях сделок с ними. При этом может

использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса.

Применение сравнительного подхода осуществляется путем

корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой

интеллектуальной собственности. Использование затратного подхода

осуществляется при наличии возможности восстановления или

замещения объекта оценки. Затратный подход основан на определении

затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки

с учетом его износа.

Согласно данным методическим рекомендациям, в отчет об оценке

стоимости интеллектуальной собственности рекомендуется включать:

• формулировку цели оценки и планируемого использования

результатов оценки;

• описание допущений, ограничений и всех возможных особых

обстоятельств, условий, существенных для выполнения оценки и

понимания полученных результатов;

• описание объекта оценки (область применения, объем

передаваемых прав, а также физические, функциональные,

технологические, экономические и другие характеристики);

• описание правомерности использования оцениваемого объекта

(при наличии правоустанавливающего документа указание его

реквизитов);

• описание продукции (работ, услуг), производимых с

использованием оцениваемого объекта;

• описание результатов анализа рынка продукции (работ, услуг),

производимой и реализуемой с использованием оцениваемого объекта;

• описание источников получения доходов (выгод) от

использования оцениваемого объекта;

• описание применяемых в рамках используемых подходов

методов оценки и обоснование их выбора;

• расчеты с применением выбранных методов оценки;

• определение итоговой величины рыночной стоимости

оцениваемого объекта.

154

8. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ В

УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СЛУЧАЯХ,

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РАЗЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ОЦЕНКИ

В основном, обязательность проведения оценки диктуется

мотивами соблюдения публичного (государственного, регионального

или субъекта федерации, муниципального) интереса или частного

интереса, когда злоупотребления в отношении стоимости объекта

оценки может повлечь за собой серьезные последствия для

имущественных интересов. Часть случаев обязательного проведения

оценки регламентируется законодательством об оценочной

деятельности, кроме того, значительная часть таких случаев

регламентируется законами и иными правовыми актами различных

уровней и правовой силы.

В законодательстве об оценочной деятельности определены

следующие случаи, когда проведение оценки обязательно:

8.1. При вовлечении в сделку публичных объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в

случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих

полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской

Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

1. При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих

Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или

муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в

доверительное управление либо передачи в аренду.

Приватизация64 представляет собой особый способ передачи

имущества из публичной в частную собственность, связанный с

отчуждением большого количества объектов, находившихся в

публичной собственности в силу особенностей организации прежней,

огосударствленной экономики. Она является временной, переходной

мерой по формированию материальной базы для развития рыночного

хозяйства и соответствующего ему имущественного оборота. Этим, в

частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в

Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского

законодательства.

Проводимая в России приватизация государственного и

муниципального имущества стала одним из главных направлений

экономических преобразований, направленных на отказ от

господствующей роли государства в экономике. Она преследовала

следующие основные цели:

• политическую — появление слоя собственников;

64 От лат. ‘privatus’ — частный

155

• экономическую — создание конкурентоспособных товаропро-

изводителей;

• фискальную — дополнительный источник доходов бюджетов

(либо снятие с них части расходов по содержанию, например,

жилищного фонда);

• социальную — соблюдение интересов населения (общества) при

разделе государственного имущества. В соответствии со ст. 217 ГК

порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами,

а общие правила о приобретении и прекращении права собственности

применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие

отношения не урегулированы указанными законами.