19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Срок действия патента на полезную модель может быть

продлен федеральным органом исполнительной власти по

интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но

не более чем на три года.

Патент на промышленный образец действует до истечения десяти

лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти

по интеллектуальной собственности. Срок действия патента на

промышленный образец может быть продлен федеральным органом

исполнительной власти по интеллектуальной собственности по

ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.

Объекты патентного права требуют соблюдения специальных

процедур для признания и защиты прав на них. Этот факт связан с тем,

что эти объекты повторимы и требуют закрепления приоритета со

стороны потенциального патентообладателя. Существуют ряд правовых

ограничений на патентоспособность, так не могут быть выданы патенты

на объекты представляющие государственную тайну. Всеобщий доступ

к патентной информации может нанести ущерб интеллектуальной

собственности разглашением ноу-хау патентообладателя. С этим связан

143

кризис патентного права61, которое, несмотря на правовую защиту

патентов, приводит к разглашению информации об изобретениях,

полезных моделях и промышленных образцов, что не защищает

патентообладателя от фактических неправомерных действиях, которые

не могут быть должным образом проконтролированы. Данный факт

провоцирует отказ многих потенциальных патентообладателей от

регистрации их права с целью сохранить в тайне секреты своих

изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.

Селекционные достижения регулируются Законом РФ от 6 августа

1993 г. N 5605-1

«О селекционных достижениях». Селекционное достижение это

сорт растений, порода животных.

Согласно ст. 4 указанного закона, патент выдается на

селекционное достижение, отвечающее критериям охраноспособности и

относящееся к ботаническим и зоологическим родам и видам, перечень

которых устанавливается Госкомиссией с учетом международных

обязательств Российской Федерации.

Критериями охраноспособности селекционного достижения

являются:

• новизна;

• отличимость;

• однородность (растения сорта, животные породы должны быть

достаточно однородны по своим признакам с учетом отдельных

отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями

размножения);

• стабильность (селекционное достижение считается стабильным,

если его основные признаки остаются неизменными после

неоднократного размножения или, в случае особого цикла размножения,

в конце каждого цикла размножения).

По общему правилу селекционные достижения охраняются в

течении 30 лет с даты регистрации в соответствующем государственном

реестре.

Нарушение изобретательских и патентных прав охраняется также

ст. 147 УК РФ.

61 И.А. Зенин «Гражданское право Российской федерации», Москва МЭСИ, 1999. С 143.

144

7.3. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и

их производителей

Согласно ст.54 ГК РФ Юридическое лицо имеет свое

наименование, содержащее указание на его организационно-правовую

форму. Наименования некоммерческих организаций, а в

предусмотренных законом случаях наименования коммерческих

организаций должны содержать указание на характер деятельности

юридического лица.

Наименование и место нахождения юридического лица

указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо,

являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное

наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого

зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное

право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое

зарегистрированное фирменное наименование, по требованию

обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его

использование и возместить причиненные убытки.

Согласно закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных

знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения

товаров», товарный знак и знак обслуживания это обозначения,

служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или

оказываемых услуг юридических или физических лиц. Правовая охрана

товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании

его государственной регистрации. Товарный знак регистрируется для

обозначения определенной категории товаров. Правообладатель вправе

использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака

другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в

Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

Незаконным использованием товарного знака признается

использование без его разрешения в гражданском обороте товарного

знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в

отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак

зарегистрирован, или однородных товаров:

• на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые

производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на

выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский

оборот, либо хранятся и перевозятся с этой целью, либо ввозятся на

территорию России;

• при выполнении работ, оказании услуг;

• на документации, связанной с введением товаров в гражданский

оборот;

• в предложениях к продаже товаров;

145

• в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других

способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно

используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения

обозначение, являются контрафактными.

Обладателем исключительного права на товарный знак может

быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую

деятельность физическое лицо.

Срок правовой охраны товарного знака -10 лет, однако он может

быть продлен по дополнительному заявлению правообладателя каждый

раз на 10 лет.

Наименование места происхождения товара — это обозначение,

представляющее собой либо содержащее современное или историческое

наименование страны, населенного пункта, местности или другого

географического объекта или производное от такого наименования и

ставшее известным в результате его использования в отношении товара,

особые свойства которого исключительно или главным образом

определяются характерными для данного географического объекта

природными условиями и/или людскими факторами.

Правовая охрана наименования места происхождения товара в

Российской Федерации возникает на основании его регистрации.

Наименование места происхождения товара может быть

зарегистрировано одним или несколькими юридическими или

физическими лицами.