19 Март 2011

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




В случаях, если

установление публичного сервитута приводит к невозможности

использования земельного участка, собственник земельного участка,

землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том

числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением

органом государственной власти или органом местного самоуправления,

установившими публичный сервитут, убытков или предоставления

равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях,

если установление публичного сервитута приводит к существенным

затруднениям в использовании земельного участка, его собственник

вправе требовать от органа государственной власти или органа местного

самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную

плату.33

5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться

земельные участки:

• из земель, находящихся в государственной или муниципальной

собственности, исполнительными органами государственной власти или

органами местного самоуправления- государственным и

муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а

также органам государственной власти и органам местного

самоуправления, на срок не более чем один год;

• из земель, находящихся в собственности граждан или

юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании

договора;

• из земель организаций, гражданам в виде служебного надела.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное

пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в

том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной

промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных

заповедников и национальных парков. Категории работников

организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных

наделов, условия их предоставления устанавливаются

законодательством Российской Федерации и законодательством

субъектов Российской Федерации. Такие наделы предоставляются

33 Величина этой платы, исходя из законодательства об оценочной деятельности, должна

определяться по рыночной стоимости.

92

работникам таких организаций на время установления трудовых

отношений на основании заявлений работников по решению

соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных

участков.

5.5. Структурирование земельного рынка, земельным

законодательством

На возможность определения рыночной стоимости в отношении

земельных участком, правовые аспекты влияют в двух сферах. Во-

первых, законодательством установлено деление земель на категории и

запрет на изменение целевого назначения земель при их отчуждении, а

нарушение данного принципа может повлечь изъятие земельного

участка в установленном законом порядке. Данный факт структурирует

рынок земель по их целевому назначению. В отношении некоторых

категорий земли, таких как, например, земли энергетики или иного

специального назначения, данное положение, фактически, приводит к

невозможности определения рыночной стоимости в их отношении из-за

практического отсутствия сделок с подобными землями и их

невозможностью самостоятельно приносить доход. Фактически,

рыночную стоимость, возможно определить лишь в отношении земель

поселений и земель сельскохозяйственного назначения.

Во-вторых, государственно-правовым регулированием обозначены

виды земель изъятые из оборота (которые не могут быть объектами

оценки) и ограниченными в гражданском обороте (в отношении которых

не возможно определение рыночной стоимости). Земельные участки,

отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в

частную собственность, а также быть объектами сделок,

предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки,

отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в

частную собственность, за исключением случаев, установленных

федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в

федеральной собственности следующими объектами:

• государственными природными заповедниками и

национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных

статьей 95 ЗК РФ);

• зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены

для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской

Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские

формирования и органы;

• зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены

военные суды;

• объектами организаций федеральной службы безопасности;

93

• объектами организаций федеральных органов государственной

охраны;

• объектами использования атомной энергии, пунктами хранения

ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• объектами, в соответствии с видами деятельности которых

созданы закрытые административно-территориальные образования;

• объектами учреждений и органов Федеральной службы

исполнения наказаний;

• воинскими и гражданскими захоронениями;

• инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и

коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны

Государственной границы Российской Федерации.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или

муниципальной собственности, следующие земельные участки:

• в пределах особо охраняемых природных территорий, не

изъятые из оборота

• в пределах лесного фонда, за исключением случаев,

установленных федеральными законами;

• занятые находящимися в государственной или муниципальной

собственности водными объектами в составе водного фонда;

• занятые особо ценными объектами культурного наследия

народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список

всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами

археологического наследия;

• предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,

оборонной промышленности, таможенных нужд и не изъятые из

оборота;

• земли, не изъятые из оборота в границах закрытых

административно-территориальных образований;

• предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе

морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов,

сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и

судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах

формирования международных транспортных коридоров;

• предоставленные для нужд связи;

• занятые объектами космической инфраструктуры;

• расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

• предоставленные для производства ядовитых веществ,

наркотических средств;

• загрязненные опасными отходами, радиоактивными

веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные

подвергшиеся деградации земли.

94

Кроме того, согласно п. 4 ст. 20 ЗК Граждане или юридические

лица, обладающие земельными участками на праве постоянного

(бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными

участками, что также говорит о невозможности определения в

отношении данного права рыночной стоимости.34 Согласно п. 3 ст. 15 ЗК

РФ.