19 Март 2011

Государственное и муниципальное управление




Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии — Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.
Конституционный статус главы государства (Президента, Главы Республики) устанавливается по-разному. В некоторых республиках глава государства подобно Президенту РФ как бы выводится за пределы трех ветвей власти или рассматривается как участник осуществления полномочий каждой из них. Только некоторые республики объявляют главу государства главой исполнительной власти, он иногда объявляется высшим должностным лицом республики. Обычно предусматривается, что он выступает гарантом конституции республики, прав и свобод человека, представляет республику в отношениях с РФ и др. Главе государства всегда предоставляется право подписывать и обнародовать законы республики, а также законодательной инициативы. В решении вопроса об отношениях с правительством существуют большие различия.
Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным Президенту Республики (Главе Республики), хотя ответственно и перед парламентом.
В Татарстане Президент возглавляет систему органов государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с Государственным советом. Он представляет государственному совету на утверждение кандидатуру на пост Премьер-министра и по согласованию с Государственным советом формирует кабинет министров с правом освобождения от должности премьер-министра и членов кабинета. По представлению Президента Государственный совет образует и упраздняет министерства и государственные комитеты.
В Башкортостане Президент является высшим должностным лицом, он назначает премьер-министра с согласия Государственного собрания (парламента) и руководит деятельностью кабинета министров. Кабинет министров проводит выработанную Государственным собранием и Президентом политику Республики.
В Калмыкии Президент является главой исполнительной власти, он устанавливает структуру органов исполнительной власти, а создание правительства или кабинета министров не предусмотрено.
В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства.
Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является Председателем Правительства. В Республике Коми Глава Республики является Главой государства и Правительства, возглавляет систему государственного управления и обеспечивает взаимодействие с республиканскими и федеральными органами государственной власти.
В Республике Бурятия Президент является Главой Республики и ее исполнительной власти, Председателем Правительства. Он назначает членов Правительства с согласия Народного хурала, представляет ему предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов, Правительство представляет Народному хуралу программу предстоящей деятельности.
В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.
Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами. Конституцией Республики Дагестан от 26 июля 2003 г. закреплено, что государственную власть в Республике осуществляют Президент Республики, Народное собрание, Правительство Республики, суды; система органов государственной власти в Республике устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленными федеральным законом; Президент Республики является высшим должностным лицом Республики Дагестан, возглавляет исполнительную власть Республики.
Края, области и другие субъекты РФ, как и республики, самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.
В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам.
Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений. Такой документ предопределяет систему органов исполнительной власти и в определенной степени связывает главу администрации в его действиях по перестройке аппарата исполнительной власти.