19 Март 2011

Государственное и муниципальное управление




Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой.
Эти полномочия Государственной Думы обеспечивают, в частности, осуществление ею парламентского контроля.
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства Российской Федерации.
Кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ представляет в Государственной Думе либо сам Президент РФ, либо его полномочный представитель. Государственная дума рассматривает представление в течение последующей недели.
В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит новую кандидатуру, вопрос о даче согласия на которую решается в том же порядке. При двукратном отклонении представленных кандидатур Президент РФ вправе представить третью, вопрос о которой решается в том же порядке.
Нельзя, однако, не отметить, что положения регламента Государственной Думы, по существу, запрещающие Президенту РФ представлять в случае отклонения повторно ту же кандидатуру, не могут считаться для него обязательными, так как регламент — внутренний акт Государственной Думы. Другое дело, что из ч. 4 ст. 111 Конституции РФ следует, что из трех максимально возможных представлений не менее двух должны относиться к разным кандидатурам.
2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Полномочие, записанное в комментируемом пункте, дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства РФ. Данная конституционная норма тесно связана с положениями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.
Вотум недоверия Правительству РФ означает правительственный кризис. Он может быть разрешен либо отставкой Правительства РФ и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы, либо роспуском Государственной Думы и избранием новой, с которой Президент РФ легче нашел бы взаимопонимание в вопросе о кандидатуре главы Правительства РФ и, соответственно, о правительственной политике.
3. Полномочия по назначению Председателя Центрального банка РФ. Председатель Центрального банка России — одна из ключевых фигур в системе управления экономикой страны. Не случайно конституционализация центральных банков стала одной из тенденций современного конституционного развития в мире.
Председатель Центрального банка России назначается Государственной думой сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения Президент РФ должен представить не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий предыдущего председателя.
Государственная Дума вправе освободить Председателя Центрального банка России от должности по представлению Президента РФ. Помимо истечения срока полномочий, освобождение от должности может иметь место только в нескольких случаях.
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума на паритетных началах с Советом Федерации участвует в формировании Счетной палаты РФ, статус которой урегулирован Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Как и Совет Федерации, Государственная Дума назначает шесть аудиторов Счетной палаты РФ на шестилетний срок. Однако наряду с этим в отличие от Совета Федерации назначает не заместителя Председателя, а Председателя Счетной палаты России. Порядок выборов урегулирован гл. 20 регламента Государственной Думы.
5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека РФ, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Согласно регламенту Государственной Думы назначение Уполномоченного по правам человека РФ должно иметь место на первой сессии каждого созыва. Тем самым регламент предусматривает четырехлетний срок полномочий Уполномоченного, который установлен также в федеральном конституционном законе об Уполномоченном по правам человека РФ.
6. Объявление амнистии.
Амнистия — это однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные преступления до установленной в акте об амнистии даты. Круг этих лиц может быть различным и определяться видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, характером работы, выполняемой при отбывании наказания, прежними заслугами и иными обстоятельствами.
Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная- на конкретных лиц либо на всех лиц без персональной конкретизации, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время.