19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 375
ленная бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и
расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам,
обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все
показатели сметы имеют определенный код в цифровом выра-
жении. В смете выделяются две основные группы расходов:
а) текущие расходы (с распределением на подгруппы и предмет-
ные статьи, например, оплата труда) и б) капитальные расходы,
также детализируемые (например, приобретение оборудования,
капитальный ремонт). В соответствии с указанным кодом уч-
реждение должно производить кассовый расход поступивших
средств, что имеет важное значение для обеспечения целевого
использования средств.
При составлении сметы учреждение руководствуется конт-
рольными цифрами, определяемыми в отношении их деятельно-
сти вышестоящими органами, а также нормативами расходов.
Нормативы расходов — это установленные компетентными
органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расхо-
дов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода
одежды на ребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы
расходов принято подразделять на обязательные (например, рас-
ходы на командировки) и необязательные (расчетные), опреде-
ляемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения,
исходя из его специфики (например, расходы на коммунальные
платежи), самим же учреждением по согласованию с финансо-
выми органами; материальные и денежные.
Для обоснования отдельных видов расходов бюджетные уч-
реждения прилагают к смете основные паспортные данные (на-
пример, справки образовательных учреждений о движении кон-
тингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения,
подготовленные на основе соответствующих документов).-
§ 3. Правовое регулирование формирования
и использования внебюджетных средств
бюджетных учреждений
Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений
понимают денежные средства, получаемые этими учреждения-
ми помимо ассигнований, выделяемых им из государственного
или местного бюджета. До принятия БК РФ правовой режим
названных средств определялся Положением «О внебюджетных
средствах учреждений, состоящих на государственном бюдже-
те», утвержденным постановлением Совета Министров СССР
376 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
от 26 июня 1980 г.1, в котором предусмотрено три вида внебюд-
жетных средств: специальные, депозитные и суммы по поруче-
ниям. Наиболее значимые среди них — специальные средства,
которые определены как доходы бюджетных учреждений, полу-
чаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания
услуг или осуществления иной деятельности. Правовые нормы
об этих средствах нашли отражение и получили развитие в БК
РФ с учетом изменений в финансовых отношениях современ-
ного периода. Вместе с тем БК РФ не применяет термин «спе-
циальные средства», называя их средствами, полученными за счет
внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), и более подробно —
доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществле-
ния предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход
(п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходы
бюджетного учреждения в полном объеме не только учитывают-
ся в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и
отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы
от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, либо как доходы от оказа-
ния платных услуг.
Помимо названных, другим путем привлечения дополнитель-
ных источников финансирования бюджетных учреждений может
быть использование возможностей благотворительной деятель-
ности юридических и физических лиц в пользу учреждения.
Кроме общих положений БК РФ, правовой основой для
привлечения внебюджетных источников финансирования бюд-
жетными учреждениями служат нормативные акты, действую-
щие в определенных областях и сферах общественной жизни и
государственного управления (например, в области образова-
ния, медицинского обслуживания, научной деятельности, фун-
кционирования государственных и муниципальных органов, при
оказании в установленном порядке платных услуг). Так, госу-
дарственным и муниципальным образовательным учреждениям
предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе
валютные средства, за счет добровольных пожертвований и це-
левых взносов физических и юридических лиц, собственной
производственной, коммерческой, посреднической, хозяйствен-
но-финансовой и иной деятельности, предусмотренной устава-
ми учреждений (ст. 41, 47 Федерального закона от 13 января
‘ СП СССР. 1980. № 20.