19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 373
ние бюджетными средствами, предоставленными на возмездной
основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об
использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ). Бюджетное
учреждение использует бюджетные средства через лицевые сче-
та бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным каз-
начейством РФ (ст. 161 БК РФ).
В процессе финансирования бюджетные учреждения как
получатели бюджетных средств вступают в правоотношения с
органами (министерства, ведомства и т. п.), которым они под-
ведомственны, имеющими статус распорядителей или главных
распорядителей бюджетных средств. Они наделены в этих пра-
воотношениях соответствующими правами и обязанностями.
В их полномочия входит распределение бюджетных средств
между подведомственными распорядителями или получателя-
ми, утверждение смет подведомственных учреждений, контроль
за использованием выделенных средств (ст. 158—159 БК РФ).
Главные распорядители и распорядители несут ответственность
за целевое и эффективное использование выделенных в их рас-
поряжение бюджетных средств (ст. 160 БК РФ).
Кроме того, все названные субъекты вступают в данной сфе-
ре в контрольные правоотношения с соответствующими орга-
нами, осуществляющими финансовый контроль (финансовыми,
налоговыми и др.).
§ 2. Смета бюджетного учреждения, ее содержание
и юридическое значение
Бюджетное учреждение осуществляет расходование находя-
щихся в его распоряжении денежных средств на основании сме-
ты доходов и расходов.
Смета бюджетного учреждения представляет собой финансо-
во-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установлен-
ных правовыми нормами, в котором определяются поступающие в
его распоряжение в течение календарного года средства для теку-
щей деятельности и развития с указанием источников доходов и
целевого направления средств.
В смете должны быть отражены все доходы бюджетного уч-
реждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от
осуществления предпринимательской деятельности, в том чис-
ле доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получае-
мые от использования государственной или муниципальной
собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на
374 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
праве оперативного управления, и иной деятельности (ст. 161
БК РФ). Смета составляется с поквартальной разбивкой.
Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плано-
вым актом, утвержденным в установленном порядке, имеет юри-
дическое значение. Оно заключается в том, что показатели сметы
определяют и конкретизируют права и обязанности данного
учреждения как получателя бюджетных средств, в том числе во
взаимоотношениях с распорядителями и главными распоряди-
телями бюджетных средств, а также финансовыми и другими
органами в области контроля за получением и целевым исполь-
зованием доходов.
Каждым бюджетным учреждением составляется индивидуальная
смета с учетом особенностей источников средств и их объемов,
обусловленных спецификой его деятельности. Индивидуальные
сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности,
объединяются министерствами, ведомствами, другими государ-
ственными органами исполнительной власти субъектов РФ и
местного самоуправления в сводные сметы. Кроме того, этими
органами составляются сметы расходов «о централизованные
мероприятия для осуществления определенных (централизован-
ных) мероприятий, например, проведение конференций, семи-
наров и т. д. Сводная смета по министерству, ведомству и т. д.
учитывается при составлении расходной части соответствующе-
го проекта бюджета.
Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения
уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и
предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя
бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной
форме (ст. 221 БК РФ). Смета доходов и расходов действует в
течение финансового года с 1 января по 31 декабря включитель-
но, т. е. соответствует сроку действия государственного или
местного бюджета. Ежемесячно, а также по окончании года
бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сме-
ты, который направляется в вышестоящую организацию и тер-
риториальный орган Федерального казначейства. При рассмот-
рении проекта сметы бюджетных учреждений распорядитель
бюджетных средств осуществляет предварительный финансо-
вый контроль, оценивая необходимость и целесообразность
намечаемых расходов.
Смета бюджетного учреждения составляется по определен-
ной форме, в основу которой положена законодательно закреп-
Глава 21.