19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 371
ствующих на праве оперативного управления имуществом, к
которым относятся бюджетные учреждения.
Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделения
средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной
системы для осуществления расходов, связанных с их основной де-
ятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирова-
ние распространяются общие принципы финансирования: без-
возвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их
целевого и эффективного использования, соблюдения финан-
совой дисциплины, осуществления финансирования по мере
выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпу-
щенных ассигнований.
Помимо названных, действуют специальные принципы, свой-
ственные именно сметно-бюджетному финансированию: полу-
чение средств государственными и муниципальными учрежде-
ниями для текущей деятельности и капитальных вложений из
бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные сред-
ства выступают основным источником финансирования деятель-
ности данных учреждений; финансово-плановым актом, кото-
рый служит основанием для выделения средств, является смета
доходов и расходов учреждения; расходование средств должно
строго соответствовать целевому назначению, определенному в
смете, изменения вправе производить в установленном порядке
органы, которым подведомственно учреждение; планирование
и финансирование деятельности производится на основе эконо-
мических нормативов, утвержденных в установленном порядке.
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения
вправе привлекать дополнительные денежные средства, вклю-
чая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы
физических и юридических лиц, в том числе иностранных.
Привлечение дополнительных средств не влечет снижения го-
сударственных нормативов финансирования.
Объектами сметно-бюджетного финансирования являются:
деятельность учреждений социально-культурной и научной
сферы, правоохранительная и судебная деятельность, меропри-
ятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также
деятельность законодательных (представительных) и исполни-
тельных органов государственной власти и местного самоуправ-
ления, Президента РФ и его Администрации.
Субъектами, получающими средства в таком порядке, высту-
пают бюджетные учреждения. Согласно БК РФ (ст. 161) бюд-
372 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
жетным учреждением признается организация, созданная органом
государственной власти Российской Федерации, органами власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществ-
ления управленческих, социально-культурных, научно-технических
или иных функций некоммерческого характера, деятельность ко-
торой финансируется из соответствующего бюджета или бюд-
жета государственного внебюджетного фонда на основе сметы
доходов и расходов.
Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения опре-
делен в БК РФ (ст. 70). К ним отнесены: оплата труда работни-
ков; перечисление страховых взносов в государственные вне-
бюджетные фонды; командировочные и иные компенсацион-
ные выплаты работникам; оплата товаров, работ и услуг в
соответствии с утвержденными сметами и др. Расходование
бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели
не допускается.
В соответствии с БК РФ бюджетное учреждение имеет статус
«получателя бюджетных средств». Получателем бюджетных
средств является бюджетное учреждение или иная организация,
имеющие право на получение бюджетных средств в соответ-
ствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162).
Получатель бюджетных средств должен быть юридическим ли-
цом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, открывать
лицевой счет в казначействе, с указанием постатейного объема
ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на ме-
сяц.
В возникающих в связи с финансированием правоотноше-
ниях бюджетное учреждение в качестве получателя бюджетных
средств имеет законодательно закрепленные права: на своевре-
менное получение и использование бюджетных средств в соот-
ветствии с утвержденным бюджетной росписью размером с уче-
том сокращения и индексации; своевременное доведение уве-
домлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных
обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.
Обязанностями получателей бюджетных средств являются:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен-
ты, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их
целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвра-
щать бюджетные средства, предоставленные на возвратной осно-
ве; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова-
Глава 21.