19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Эти предприятия в сравнении с другими государственными (му-
ниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке
планирования и использования средств.
В названных правовых режимах находят отражение правовые
режимы финансирования, которые выделяются по другим ос-
нованиям, например, по предметно-целевому направлению
средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как
основные правовые режимы финансирования.
Между этими основными правовыми режимами имеются
различия по следующим признакам: а) источникам финанс^иро-
Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 367
вания; б) содержанию и порядку утверждения финансовых пла-
нов, на основании которых производится финансирование;
в) предметно-целевому направлению средств; г) содержанию
прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных
учреждений, осуществляющих государственные или муници-
пальные расходы. Эти различия отражают особенности задач и
сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику го-
сударственного регулирования и управления в этих сферах.
§ 3. Правовые основы финансирования
капитальных вложений
Решающая роль в развитии общественного производства, его
темпов, эффективности и в конечном счете в степени удовлет-
ворения потребностей общества принадлежит капитальным вло-
жениям, т. е. затратам на воспроизводство основных фондов. Не-
достаточность капитальных вложений губительно сказывается
на экономике страны, ведет к негативным последствиям в со-
циальных отношениях, разрушению их устойчивости. Поэтому
правовое регулирование порядка осуществления государствен-
ных и муниципальных расходов на капитальные вложения за-
нимает особое место в системе финансово-правовых норм.
Эти расходы, как и текущие затраты, в связи со сложностями
процесса перехода к новому типу экономики и финансовыми
трудностями в стране резко сократились. Износ оборудования
во многих отраслях достиг критического уровня. На предприя-
тиях текстильной и легкой промышленности он составляет от
40 до 70% и выше1.
Нормативным актом, закрепляющим основные положения о
деятельности в данной сфере, является Федеральный закон от
25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Россий-
ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе-
ний»2. Соответственно названному закону капитальные вложе-
ния — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в
том числе затраты на новое строительство, расширение, рекон-
струкцию и техническое перевооружение действующих предприя-
тий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвента-
ря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Объектами капитальных вложений являются различные виды
вновь создаваемого или модернизируемого имущества, в том
1 См.: Финансы. 2001. № 9. С. 21.
2 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096; 2002. № 2. Ст. 143.
368 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
числе находящиеся в государственной или муниципальной соб-
ственности. Если создание или использование каких-либо
объектов не соответствует законодательству РФ и утвержден-
ным стандартам, то капитальные вложения в них запрещаются.
Источниками финансирования капитальных вложений являют-
ся собственные и (или) привлеченные средства инвесторов.
Инвесторами, т. е. лицами, осуществляющими капитальные вло-
жения, могут быть государственные органы, органы местного
самоуправления, а также физические и юридические лица, в том
числе иностранные субъекты предпринимательской деятельно-
сти.
Государство осуществляет регулирование капитальных вложе-
ний в стране. Это проявляется в том, что законодательство опре-
деляет формы и методы государственного регулирования капи-
тальных вложений: во-первых, путем создания благоприятных
условий для развития такой инвестиционной деятельности (со-
вершенствования системы налогов, механизма начисления и
использования амортизационных отчислений, принятия анти-
монопольных мер и др.) и, во-вторых, путем прямого участия
государства в данной инвестиционной деятельности (формиро-
вания перечня строек, осуществляемых за счет средств феде-
рального бюджета для государственных нужд, предоставления
по проектам на конкурсной основе гарантий за счет бюджетных
средств, размещения бюджетных средств для финансирования
проектов на конкурсной основе, утверждения стандартов и осу-
ществления контроля за их соблюдением и др.).
Размещение средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ осуществляется на возвратной, срочной и возмезд-
ной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользова-
ние средствами определяется законами о бюджетах на соответ-
ствующий год.