19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих орга-
низаций), то переход к рыночным отношениям повлек сокра-
щение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономики, и
переход предприятий в основном на самофинансирование.
1 См.: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных ин-
вестициях» // СЗ РФ, 1999. № 28, Ст. 3493.
Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 365
Среди новых организационно-правовых форм финансирова-
ния государственных и муниципальных расходов следует отме-
тить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурс-
ной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных
и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных
требований) обычно образовательным учреждениям, научным и
творческим коллективам и т. п., как правило, также в порядке
конкурса или другой системы отбора.
Широко распространенной стала многоканальная система
финансирования государственных программ с использованием
средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников
(см. Федеральную целевую программу «Интеграция науки и
высшего образования России на 2002—2006 годы», утвержден-
ную постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г.1).
При этом финансирование планируется на разные сроки: поми-
мо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.
Взамен непосредственного финансирования отдельных
объектов (программ) в качестве меры их государственной под-
держки применяется предоставление гарантий и поручительств
коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как
условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут
преобразоваться в государственные расходы за счет федераль-
ного бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кре-
дита его получателем.
Все формы финансирования нуждаются в совершенствова-
нии их правового регулирования. Финансирование осуществля-
ется на основании определенных принципов. Названные прин-
ципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя
и недостаточное. Можно назвать следующие общие принципы
финансирования государственных и муниципальных расходов
(действующие независимо от источников финансирования):
а) плановость; согласно этому принципу расходы должны пла-
нироваться на основе государственных или муниципальных
планов и программ; в финансовых планах необходимо отраже-
ние потребностей в средствах и определение источников их
удовлетворения; финансирование должно осуществляться в
меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее
выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка
годовых назначений на периоды; б) соответствие планируемых
расходов объему государственных или муниципальных доходов;
1 СЗ РФ. 2001. № 37. Ст. 3695.
366 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
в) целевое направление средств, что означает необходимость,
помимо указания общей суммы средств, выделяемых получате-
лям, определения конкретных мероприятий и целей, на кото-
рые они должны быть использованы; г) соответствие финанси-
руемых расходов охраняемым законом правам и интересам
граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее
субъектов), муниципальных образований; д) соответствие фи-
нансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-
гигиенических и других установленных законом и в соответ-
ствии с ним норм; е) безвозвратность и безвозмездность выде-
ления средств (за исключением случаев, установленных в
соответствии с законодательством); ж) контроль за использова-
нием государственных и муниципальных средств и ответствен-
ность за правонарушения в этой области.
Порядок финансирования государственных и муниципальных
расходов различается в зависимости от разных факторов, напри-
мер, от источников финансирования, от предметно-целевого
направления средств (различают порядок финансирования ка-
питальных вложений, прироста оборотных средств, текущих
расходов и др.).
Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима
финансирования в зависимости от особенностей использования
средств субъектами: а) финансирование государственных или
муниципальных коммерческих организаций, за которыми иму-
щество закрепляется на праве хозяйственного ведения; б) фи-
нансирование государственных или муниципальных учрежде-
ний, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим
организациям, действующим на праве оперативного управления
имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование. Проме-
жуточным между ними, обладающим чертами первого и второго
режимов, является финансирование казенных предприятий,
действующих на праве оперативного управления имуществом.