19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Существенное значение для характеристики целевых направ-
лений государственных и муниципальных расходов имеет клас-
сификация их по функциональному признаку. Законодательная
основа такой классификации заложена Федеральным законом
«О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя
Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 363
Закон установил ее только в отношении бюджетов, в опреде-
ленной части она применима к государственным и муници-
пальным расходам в целом. Так, в составе последних можно
выделить направления расходов на: а) отрасли экономики —
промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;
б) социально-культурную сферу и науку; в) охрану окружающей
природной среды; г) оборону; д) правоохранительную деятель-
ность, обеспечение безопасности, функционирование судебной
системы; е) международную деятельность; ж) государственное
управление и местное самоуправление, включая функциониро-
вание представительных и исполнительных органов власти;
з) создание запасов и резервов; и) прочие расходы.
Понятиям государственных (муниципальных) расходов и
доходов свойственен ряд общих характеристик: расходы, как и
доходы, подразделяются на централизованные и децентрализо-
ванные, а также на федеральные, субъектов Федерации (регио-
нальные) и местные (муниципальные) или более обобщенно —
на государственные и местные (муниципальные).
Государственные (муниципальные) расходы и государствен-
ные (муниципальные) доходы — тесно взаимосвязанные катего-
рии. Объем расходов находится в прямой зависимости от объе-
ма доходов. При их несоответствии наступают негативные по-’
следствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной
валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией де-
нежных знаков, введение дополнительных налогов, использова-
ние внутренних и внешних займов в больших размерах, чем
может выдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в
глубокий финансовый кризис.
§ 2. Понятие и правовые принципы финансирования
государственных и муниципальных расходов
Государственные и муниципальные расходы осуществляются
путем финансирования. Финансирование государственных или му-
ниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами
выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных
средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за
исключением установленных законодательством условий возврат-
ности и возмездности), для деятельности и развития предприятий,
организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.
Но нередко термин «финансирование» применяется, в том
числе и в законодательстве, в широком смысле, включая, в ча-
364 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
стности, банковское кредитование, когда имеется в виду не
правовой режим получения средств, а их общий объем, незави-
симо от источников (см., например, ст. 24 Закона РФ от 16 июля
1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодо-
родия земель сельскохозяйственного назначения»). Однако в
данном случае такое выражение является условным, поскольку
речь идет о кредитных ресурсах банка, выдаваемых им на осно-
ве кредитного договора. Что касается финансирования, то банк
не вправе распоряжаться средствами, направленными на бан-
ковские счета организаций в таком порядке.
В порядке финансирования государственных (муниципаль-
ных) расходов в связи с преобразованиями экономики появи-
лись новые черты: расширился круг источников финансирова-
ния государственных и муниципальных расходов (однако это не
свидетельствует о достаточности средств), появились новые
организационно-правовые формы финансирования.
В настоящее время источниками финансирования государ-
ственных и муниципальных расходов выступают средства:
а) государственных и муниципальных бюджетов, причем на ос-
новании специально принятых решений они могут быть выде-
лены на срочной, возвратной, платной основе (см. ст. 6 БК РФ,
законы о федеральных бюджетах); б) государственных (муници-
пальных) внебюджетных фондов; в) отраслей экономики — цен-
трализованные фонды министерств, ведомств, собственные фи-
нансовые ресурсы предприятий, учреждений.
В последнее время в формировании средств, необходимых для
финансирования государственных и муниципальных расходов,
усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается
большое значение привлечению иностранных инвестиций1.
В расходах многих государственных социально-культурных
бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное
место использование полученных ими в результате своей дея-
тельности дополнительных, помимо ассигнований из бюдже-
та, — внебюджетных доходов.