19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют госу-
дарственные и муниципальные предприятия, организации, учреж-
дения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые
производится выдача средств. В таких правоотношениях могут
Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 361
участвовать и негосударственные или немуниципальные организа-
ции, если государственные органы власти или органы местного
самоуправления примут специальные решения о выделений им
государственных или муниципальных средств.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих
упомянутые финансовые отношения, представляет собой раздел
Особенной части финансового права, состоящий из ряда фи-
нансово-правовых институтов, которые отражают специфику
различных правовых режимов государственных и муниципаль-
ных расходов. ?
Таким образом, государственные и муниципальные расходы
получают свое выражение в соответствующих финансово-пра-
вовых институтах и правоотношениях. Они обладают характер-
ными чертами финансового права и финансовых правоотноше-
ний в целом и связанными с ними конкретизирующими осо-
бенностями.
Анализируя содержание правовых институтов государствен-
ных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на
их тесную связь с институтами бюджетного права, государствен-
ных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов госу-
дарственных и муниципальных предприятий: регулируемые
этими институтами отношения получают развитие в процессе
осуществления государственных и муниципальных расходов как
завершающем этапе реализации государственных и местных
бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых пла-
нов предприятий. На данном этапе происходит использование
выделенных для расходов средств всеми их непосредственными
получателями.
Это определяет исключительно важное практическое значе-
ние финансово-правовых институтов государственных и муни-
ципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм
как механизма, способствующего экономному и эффективному
использованию государственных и муниципальных денежных
средств строго по целевому назначению в соответствии с утвер-
жденными программами, планами и приоритетами.
Государственные и муниципальные расходы представляют в
своей совокупности определенную систему и классифицируют-
ся по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм
собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы,
их следует подразделить на государственные и муниципальные.
Такую классификацию развивает подразделение расходов на три
362 Учебник: Краткий курс. Особенная часть
группы соответственно уровням организации власти в Россий-
ской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Феде-
рации (региональные), которые вместе с федеральными составля-
ют государственные расходы; и расходы местного уровня (муни-
ципальные).
Вместе с тем требует уяснения вопрос о составных частях
государственных и муниципальных расходов, исходя из источников
их финансирования: ограничивается ли их содержание только
расходами за счет средств бюджетной системы или оно является
более широким? В финансово-правовой литературе широко рас-
пространенным является мнение о нетождественности понятий
«бюджетные расходы» и «государственные и муниципальные
расходы», о соотношении их как части и целого, что представ-
ляется убедительным и практически значимым. Действительно,
бюджетные расходы, хотя и являются решающими в составе
государственных и муниципальных расходов, тем не менее со-
ставляют^ их часть, не охватывая всех затрат государства (муни-
ципальных образований). Другая часть расходов производится
за счет средств государственных и муниципальных внебюджет-
ных фондов, которые, как и бюджетные средства, входят в со-
став соответствующей казны, а также за счет средств, находя-
щихся в распоряжении государственных и муниципальных
предприятий, организаций, учреждений, получаемых ими в ре-
зультате своей деятельности.
Следовательно, в зависимости от источников получения де-
нежных средств, а также порядка их планирования и использо-
вания расходы можно подразделить: а) на централизованные,
осуществляемые за счет бюджета и государственных (муници-
пальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осу-
ществляемые государственными и муниципальными организа-
циями за счет тех средств, которые получены ими самими в
результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественном произ-
водстве и деятельности выделяются расходы на финансирова-
ние: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фон-
дов (капитальных вложений); в) создания резервов.