19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Они также имеют право вносить предложения о взыс-
кании с организаций бюджетных средств, использованных не
по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от
работы должностных лиц, виновных в нарушении законодатель-
ства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани-
тельные органы.
В области аудита территориальные КРУ осуществляют в
соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка-
чеством проведения аудиторами и аудиторскими организация-
ми аудиторских проверок организаций. По результатам этих
проверок они имеют право ставить перед Минфином России
вопросы об аннулировании лицензий на осуществление ауди-
торской деятельности.
Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осу-
ществляют финансовый контроль в процессе организации ис-
полнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюд-
жетными средствами. Такой порядок распространяется на бюд-
жеты всех уровней (ст. 215, 267 Б К РФ). Они вправе применять
санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях
установления нарушений финансовой дисциплины.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназ-
начена для осуществления функций по контролю и надзору в
финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валют-
Глава 5. Правовые основы финансового контроля 161
ного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и над-
зор: за использованием средств федерального бюджета, государ-
ственных внебюджетных фондов, а также материальных ценно-
стей, находящихся в федеральной собственности; за исполне-
нием законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и
надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за со-
блюдением валютного законодательства РФ и др.
Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный
в Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан
на основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г.1, что
обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и
денежного обращения, в особенности использованием офици-
ально действующих организаций (банков, страховых компаний,
ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, получен-
ных преступным путем. Федеральным законом от 7 августа
2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем» предусматривалось создание
правового механизма и специально уполномоченного государ-
ственного органа, призванных противодействовать этим явле-
ниям, негативно влияющим на экономику страны, на реализа-
цию прав и законных интересов граждан, общества и государ-
ства. Таким органом и является Федеральная служба по
финансовому мониторингу. Закон требует: а) усиления внутрен-
него контроля, проводимого самими организациями, осуществ-
ляющими операции с денежными средствами или иным имуще-
ством; б) обязательного контроля со стороны уполномоченного
органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6
Закона).
К основным задачам названного уполномоченного органа отне-
сены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с де-
нежными средствами или иным имуществом, подлежащих кон-
тролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой
информационной системы и ведение федеральной базы данных
в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем; направление соответствующей
информации в правоохранительные органы и др.
Закон не предусматривает, полномочий этого органа по при-
менению каких-либо мер принудительного воздействия при вы-
явлении в ходе мониторинга правонарушений. Их применение
1 СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251.
162 Учебник: Краткий курс. Общая часть
на основе представленной информации относится к компетен-
ции правоохранительных органов.
Финансовый контроль, осуществляемый государственными
органами и органами местного самоуправления, дополняется
общественным финансовым контролем, основанным на положе-
ниях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том
числе — право на участие в управлении делами государства
(ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов
местного самоуправления обеспечить каждому возможность оз-
накомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы (ст. 24).
Налоговые органы действуют как система специализирован-
ных органов финансового контроля, деятельность которых на-
правлена на обеспечение единой системы контроля за соблюде-
нием российского налогового законодательства, правильности
исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в
бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные
фонды.