19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Органы исполнительной государственной власти общей компе-
тенции — Правительство РФ, правительства, администрации
субъектов Федерации направляют контрольную деятельность
подведомственных им органов государственного управления, в
том числе финансовых, а также непосредственно сами осуще-
ствляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство Российской
Федерации на основании Конституции России (ст. 114) и Феде-
рального конституционного закона «О Правительстве Россий-
ской Федерации» контролирует составление и исполнение фе-
дерального бюджета, проведение единой финансовой, кредит-
ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.
Одновременно в полномочия Правительства РФ входит ру-
ководство и контроль за деятельностью в области финансов
федеральных министерств, служб, агентств и других подотчет-
ных ему органов, включая органы федеральной службы финан-
совой сферы.
Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за
деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по
вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совмест-
ного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия
1 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001.
№ 6. Ст. 551.
Глава 5. Правовые основы финансового контроля 159
актов органов исполнительной власти субъектов РФ федераль-
ному законодательству и международным обязательствам РФ
Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о при-
остановлении действия этих актов.
Направляя деятельность подведомственных ему органов по
осуществлению финансового контроля, Правительство РФ при-
нимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регу-
лирующие порядок этой деятельности (например, Положение о
Министерстве финансов РФ, Положение о федеральном казна-
чействе РФ и др., где закреплены функции по финансовому
контролю). Правительство вправе образовывать также свои ко-
миссии и другие органы с контрольными функциями.
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности
и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый
государственными органами, деятельность которых специально
направлена на область финансов. К ним относятся органы ис-
полнительной власти, подведомственные Министерству финан-
сов РФ (федеральные службы — налоговая, страхового надзора,
финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторин-
гу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможен-
ная служба (в структуре Министерства экономического разви-
тия и торговли РФ) и Федеральная служба по финансовым рын-
кам, руководство которой осуществляет Правительство РФ.
В рамках своей компетенции они проводят контроль за це-
левым использованием федерального бюджета и средств госу-
дарственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за
расходами, связанными с государственным внутренним и вне-
шним долгом; за формированием и сохранностью Государствен-
ного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
частично валютный и экспортный контроль; контроль за ис-
пользованием и хранением драгоценных металлов и драгоцен-
ных камней организациями и совершением сделок с ними, а
также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности
страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и
др. Федеральная таможенная служба осуществляет контроль в
сфере налогообложения при перемещении товаров через тамо-
женную границу РФ, а также предусмотренный ТК РФ валют-
ный контроль. Федеральная служба по финансовому рынку на-
делена функциями по контролю и надзору в сфере обращения
ценных бумаг, по контролю деятельности бирж, формирования
и инвестирования средств пенсионного накопления.
160 Учебник: Краткий курс. Общая часть
На основе постановления Правительства РФ от 6 августа
1998 г. организованы контрольно-ревизионные управления Мин-
фина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной
задачей деятельности этих органов является осуществление пос-
ледующего контроля за своевременным, целевым и рациональ-
ным использованием и сохранностью федеральных средств. Они
также проводят на договорной основе по обращениям органов
государственной власти субъектов Федерации и органов мест-
ного самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возме-
щением расходов) поступления и расходования средств соответ-
ствующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от иму-
щества.
В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ впра-
ве принимать меры по устранению выявленных нарушений
финансовой дисциплины и неэффективного расходования
средств, давать обязательные указания об устранении этих на-
рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении
К ответственности виновных лиц в соответствии с законодатель-
ством РФ.