19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Счетная палата имеет право давать администрации проверя-
емых предприятий, учреждений и организаций обязательные для
исполнения предписания в случаях выявления нарушений в ^хо-
зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол-
нении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согла-
сованию с Государственной Думой принять решение о приоста-
новлении всех видов финансовых, платежных и расчетных опера-
ций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и
организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном
порядке.
В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимо-
действует с другими контрольными органами Российской Феде-
рации (ст. 22 указанного Закона). Деятельность Счетной палаты
основана на принципе гласности. Она должна регулярно предо-
ставлять сведения о своей деятельности средствам массовой
информации.
Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют
ее как высший контрольный орган в стране, хотя впрямую тако-
Глава 5. Правовые основы финансового контроля 157
го определения в законодательстве не дано. При создании Счет-
ной палаты РФ был использован зарубежный опыт. Он обоб-
щен в Лимской декларации руководящих принципов контроля,
принятой IX Конгрессом Международной организации высших
контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.
Контрольные функции в области финансов осуществляют
также представительные органы государственной власти субъек-
тов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с
федеральными актами, и органы местного самоуправления. На
уровне субъектов Федерации их представительные органы вла-
сти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т. п.)
как органы постоянно действующего государственного финансо-
вого контроля. Представительные органы местного самоуправле-
ния также образуют на своем уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского контроля в ведении
Президента РФ действует специальный контрольный орган —
Контрольное управление Президента Российской Федерации^. При
осуществлении контрольных функций этот орган взаимодей-
ствует с другими структурными подразделениями Администра-
ции Президента, соответствующими комитетами и комиссиями
при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального
Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ-
ными федеральными службами и другими федеральными орга-
нами исполнительной власти. Это орган широкой сферы конт-
рольной деятельности, финансовый контроль является его со-
ставной частью.
Управление не наделено правом применения каких-либо
санкций, однако оно вправе направлять предписания об устране-
нии выявленных нарушений руководителям федеральных орга-
нов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмот-
рены безотлагательно. Не позднее, чем в месячный срок, долж-
ны быть приняты меры по устранению нарушений. Управление
1 См.: Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. «О Главном конт-
рольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.
1996. № 12. Ст. 1066. О преобразовании Главного контрольного управ-
ления в Контрольное управление Президента РФ см.: Указ Президен-
та РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Рос-
сийской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188; Положение об
Администрации Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 6 ап-
реля 2004 г. № 490 // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.
158 Учебник: Краткий курс. Общая часть
вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководи-
телям федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответ-
ственности и приостановлении деятельности соответствующих
должностных лиц.
В целях повышения эффективности деятельности федераль-
ных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от
13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Рос-
сийской Федерации в федеральном округе»1 определены меры и
по совершенствованию президентского контроля. В связи с
этим создано семь федеральных округов. К числу основных за-
дач, возложенных на полномочных представителей Президента
РФ в федеральных округах, отнесена организация контроля за
исполнением решений федеральных органов государственной
власти в округе, что относится и к сфере финансов. При этом
полномочный представитель наделен правом организовывать в
пределах своей компетенции проверки использования в округе
средств федерального бюджета.