19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Компетенция государственных и муниципальных
органов в области финансового контроля
Представительные (законодательные) органы государственной
власти. Принцип разделения властей придает контролю за фи-
нансовой деятельностью органов исполнительной власти со сто-
роны органов представительной власти исключительно важную
роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля
закреплены конституционно: в Конституции РФ, в конституци-
ях республик в составе Федерации, а также в уставах краев,
областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль
(область бюджетной системы) в них выделен особо.
Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает от-
чет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей
Правительством (ст. 114 Конституции РФ), а также отчеты об
исполнении бюджетов внебюджетных государственных соци-
альных фондов. Контрольные функции в области финансов
выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом
Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов
ведения (ст. 101 Конституции РФ). Особая роль среди них при-
надлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной
Глава 5. Правовые основы финансового контроля 155
Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации. Финансовый
контроль Совета Федерации и Государственной Думы прово-
дится также в процессе слушаний вопросов о финансах страны
на их заседаниях.
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления
контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федера-
ции и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ,
которая выделяется своим значением и правовым статусом сре-
ди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и
порядок деятельности Счетной палаты определяются Федераль-
ным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российс-
кой Федерации»1. Счетная палата РФ наделена широкими пол-
номочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это
постоянно действующий орган государственного финансового кон-
троля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках
задач, определенных законодательством, Счетная палата обла-
дает организационной и функциональной независимостью
(ст. 1 указанного Закона).
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение
контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осу-
ществляемых и уже произведенных государственных расходов.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают
средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных
фондов, федеральная собственность. В Законе особо выделены
полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием госу-
дарственного внутреннего и внешнего долга Российской Феде-
рации и за использованием кредитных ресурсов. Счетная палата
осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка
РФ, других банков в части обслуживания ими федерального
бюджета; за деятельностью Центрального банка РФ по обслу-
живанию государственного долга Российской Федерации (ст. 16
и 19).
Закон определяет круг субъектов, на которые распространя-
ются контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:
а) все государственные органы (в том числе их аппараты) и
учреждения, органы управления федеральными внебюджетны-
ми фондами;
б) органы местного самоуправления, предприятия, организа-
ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредит-
1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2003. № 27. Ст. 2700.
156 Учебник: Краткий курс. Общая часть
ные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения
вне зависимости от видов и форм собственности, если они по-
лучают, перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную собственность либо уп-
равляют ею, а также имеют предоставленные федеральным за-
конодательством или федеральными органами государственной
власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
•в) общественные объединения, негосударственные фонды и
иные негосударственные некоммерческие организации, на дея-
тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты
распространяются в части, связанной с получением, перечисле-
нием или использованием ими средств федерального бюджета,
использованием федеральной собственности и управлением ею,
а также в части предоставленных федеральным законодатель-
ством или федеральными органами государственной власти на-
логовых, таможенных и Иных льгот и преимуществ (ст. 12).
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются
не только на федеральные органы и организации, но также и на
органы субъектов РФ и местного самоуправления, негосударствен-
ные организации, если их деятельность связана с федеральным
бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федераль-
ной собственностью.