19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Реорганизация системы и деятельности банков применитель-
но к особенностям рыночных отношений вызвала изменения и
в их контрольных функциях. Экономические преобразования в
стране обусловили также становление финансового контроля в
форме аудиторской деятельности.
Меры по совершенствованию финансового контроля приме-
нительно к современным задачам государства не завершены, в
настоящее время они осуществляются в рамках общей задачи
формирования эффективной системы и структуры органов ис-
полнительной власти. Необходимость укрепления государствен-
ного финансового контроля остается актуальной задачей.
Законодательство определяет формы взаимодействия орга-
нов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохрани-
тельными органами2 в целях усиления его эффективности, что
имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в
экономической сфере.
В ходе финансового контроля применяются разнообразные
методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним от-
носятся: ревизии, проверки (документации, состояния учета и
отчетности и т. д.), рассмотрение финансовых планов, заявок,
отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др.
Проведение этих действий, как правило, планируется. Однако
1 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.
2 См.; Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних
дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых Про-
верок. Утв. Приказом МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2004 г.•// БНА.
2004. № И,
Глава 5. Правовые основы финансового контроля 153
они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей
необходимостью. Основной метод финансового контроля — ре-
визия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансо-
во-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки
• ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на
несколько видов: плановые и внезапные, документальные и
фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и
др. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который
подписывается руководителем ревизионной группы (ревизо-
ром), руководителем проверяемой организации и ее главным
бухгалтером. Этот акт имеет важное юридическое значение.
§ 2. Виды финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов
по разным основаниям. В зависимости от времени проведения
он может быть предварительным, текущим и последующим.
Такие виды контроля свойственны деятельности всех контроли-
рующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до со-
вершения операций по образованию, распределению и исполь-
зованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение
для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе
совершения денежных операций (в ходе выполнения финансо-
вых обязательств перед государством, получения и использова-
ния денежных средств для административно-хозяйственных
расходов, капитального строительства и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуще-
ствляемый после совершения финансовых операций. В этом
случае определяется состояние финансовой дисциплины, выяв-
ляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры
по их устранению.
В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных
правоотношений и требований законодательства существуют
обязательный и инициативный финансовый контроль. Обяза-
тельный проводится: а) в силу требований законодательства и
б) по решению компетентных государственных органов (напри-
мер, проверки и обследования налогоплательщиков по вопро-
сам налогообложения со стороны налоговых органбв, контроль,
проводимый на основе решений правоохранительных органов).
Инициативный финансовый контроль осуществляется по само-
154 Учебник: Краткий курс. Общая часть
стоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности,
путем использования аудиторского контроля.
Возможны и другие основания классификации финансового
контроля.
Так, в зависимости от особенностей правового статуса
субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды
финансового контроля: государственный (на федеральном и
региональном уровнях), муниципальный, общественный и
аудиторский.
Государственный финансовый контроль можно подразделить
(в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внут-
риведомственный (сходные подразделения можно выделить и в
муниципальном финансовом контроле). В этой классификации,
в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляю-
щих его, выделяется финансовый контроль: а) представитель-
ных (законодательных) органов власти; б) Президента РФ;
в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) фи-
нансово-кредитных органов; д) ведомственный (внутриведом-
ственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внут-
ренним) контролем.
§ 3.