19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Таким образом, он служит важ-
ным способом обеспечения законности и целесообразности про-
водимой финансовой деятельности. Требование соблюдения
законности в финансовой деятельности имеет конституцион-
ную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым
институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых
норм, содержащихся в Общей части финансового права и регу-
лирующих организацию и порядок проведения финансового
контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его
специфику в отдельных финансово-правовых институтах Осо-
бенной части. ‘
Основными направлениями, которые выражают содержание
финансового контроля в отношениях, регулируемых финансо-
вым правом, является проверка:
а) выполнения органами государственной власти и местного
самоуправления функций по аккумуляции, распределению и
использованию финансовых ресурсов соответственно своей
компетенции;
б) выполнения организациями и гражданами финансовых
обязательств перед государством и органами местного самоуп-
равления;
в) использования по целевому назначению государственны-
ми и муниципальными предприятиями, учреждениями, орга-
низациями находящихся в их хозяйственном ведении или опе-
ративном управлении денежных ресурсов (бюджетных и соб-
ственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других
средств);
Глава 5. Правовые основы финансового контроля 151
г) соблюдения правил совершения финансовых операций,
расчетов и хранения денежных средств предприятиями, органи-
зациями, учреждениями.
В процессе финансового контроля выявляются внутренние
резервы производства — возможности повышения рентабельно-
сти, роста производительности труда, более экономного и эф-
фективного использования материальных и денежных средств,
а также определяются пути устранения и предупреждения нару-
шений финансовой дисциплины. В случае их выявления приме-
няются меры воздействия к организациям, должностным лицам
и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущер-
ба государству, организациям, гражданам.
Реализация задач финансового контроля укрепляет государ-
ственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сто-
рон законности. Государственная финансовая дисциплина — это
четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписа-
ний и порядка образования, распределения и использования государ-
ственных и муниципальных денежных фондов. Требования финан-
совой дисциплины распространяются не только на предприя-
тия, организации, учреждения, граждан, но и на органы
государственной власти и местного самоуправления, их долж-
ностных лиц. Однако содержание финансового контроля не ог-
раничивается проверкой только денежных средств. В конечном
счете» он означает контроль за использованием материальных,
трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в
современных условиях процесс производства и распределения
опосредуется денежными отношениями.
В новых экономических и политических условиях страны
произошли изменения в организации финансового контроля,
его содержании. Переход к рыночным отношениям, хозяйствен-
ной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений
усиливает значение повседневного внутрихозяйственного (внут-
реннего) контроля. Более глубоким становится контроль со сто-
роны представительных органов государственной власти и орга-
нов местного самоуправления за финансовой деятельностью
органов исполнительной власти, опирающийся на создаваемые
ими специальные контрольные органы. е
Изменилась система контрольных органов: организован пре-
зидентский контроль, Федеральным Собранием РФ создана
Счетная палата РФ. Кроме того, сформированы новые специа-
лизированные органы финансового контроля — налоговые орга-
152 Учебник: Краткий курс. Общая часть
ны, органы федерального казначейства, государственного стра-
хового надзора, образован Комитет РФ по финансовому монито-
рингу (впоследствии в соответствии с указами Президента РФ от
9 марта 2004 г. и от 20 мая 2004 г. — федеральные службы, под-
ведомственные Министерству финансов РФ)1, действовала
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (теперь — Феде-
ральная служба по финансовым рынкам, руководство которой
осуществляет Правительство РФ). Кроме того, упомянутыми
указами Президента РФ предусмотрено создание Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Ми-
нистерству финансов РФ, а также преобразование Государ-
ственного таможенного комитета РФ в Федеральную таможен-
ную службу, подведомственную Министерству экономического
развития и торговли РФ.