19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




При этом разрешение дела в
административном порядке не исключает возможности обра-
щаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей юрисдик-
ции или арбитражный суд.
В различных финансовых отношениях административный
порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде-он про-
является в форме властных велений при вынесении решения
146 Учебник: Краткий курс. Общая часть
соответствующими уполномоченными государственными орга-
нами (помимо судебного разбирательства):, например, при за-
щите прав государства на получение налоговых платежей — бес-
спорный порядок взыскания их с организаций по решению нало-
гового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ);
в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных
средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БК
РФ), взыскиваются Центральным банком РФ штрафы с кредит-
ных организаций при нарушении установленных правил в де-
нежно-кредитной сфере.
В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вы-
текающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих
прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать дей-
ствия соответствующих государственных органов также в адми-
нистративном порядке по подчиненности и, во-вторых, обра-
титься в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Оба
способа защиты прав указанных субъектов в области финансо-
вых отношений могут быть использованы и в других случаях их
нарушения.
Общие положения о подведомственности при судебном рас-
смотрении дел по спорам, возникающим в финансовой деятель-
ности государства, определены Федеральным конституционным
законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Россий-
ской Федерации»1 и АПК РФ (ст. 3).
В финансовых правоотношениях государства с участием
граждан также действуют как административный, так и судеб-
ный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон.
При этом усилена ориентация на использование судебного по-
рядка, который имеет конституционную основу (ст. 46). Реше-
ния и действия (или бездействие) органов государственной вла-
сти, органов местного самоуправления и должностных лиц мо-
гут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в
отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нор-
мативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-
дарственные средства правовой защиты, каждый гражданин
вправе в соответствии с международными договорами РФ обра-
щаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступле-
ние России в Совет Европы расширяет такие возможности
граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обра-
1 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589; 2003. № 27. Ст. 2699.
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 147
титься за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу
или должностному лицу, т. е. использовать административный
порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых
интересов и прав государства во взаимоотношениях с граждана-
ми (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по
обязательному государственному страхованию и самообложению
сельского населения) в соответствии с нормами ГПК РФ (под-
раздел III «Производство по делам, возникающим из публичных
правоотношений» раздела II «Производство в суде первой ин-
станции»). Кодекс предусматривает возможность применения
упрощенного судебного порядка рассмотрения дел единолично
судьей по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и
другим обязательным платежам (ст. 121, 122 и др.).
Важной стороной защиты нарушенных прав в финансовых
отношениях с государством является установление в законода-
тельстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридиче-
ским лицам, причиненного незаконными действиями государ-
ственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и
других обязательных платежей, неправильно взысканные госу-
дарственными налоговыми органами, подлежат возврату, а при-
чиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осу-
ществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма
имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов
финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.
Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному кон-
ституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном
Суде Российской Федерации»1 в его полномочия входит: разре-
шение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и
других нормативных актов, а также разрешение споров о ком-
петенции между государственными органами (без решения воп-
росов о конституционности правоприменительной практики и
деятельности государственных органов); проверка по жалобам
граждан и запросам судов конституционности закона, приме-
ненного или подлежащего применению в конкретном деле.