19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Общая часть
конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять
данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в
конкретные правоотношения при реализации своих прав и обя-
занностей, приобретает новые свойства — он становится субъек-
том (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет
свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. ос-
тается субъектом финансового права.
Таким образом, субъект финансового права — понятие более
широкое, чем субъект (участник) финансового правоотноше-
ния. В данный момент носители финансовыгправ и обязанно-
стей могут еще не вступить в конкретные правоотношения.
Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться
нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по
другим отраслям права, в силу особенностей финансовых пра-
воотношений, обусловленных возникновением этих отношений
в процессе финансовой деятельности государства, муниципаль-
ных образований. Участие в них государственных органов (или
органов местного самоуправления) с определенной компетен-
цией в принципе предполагает необходимость полного осуще-
ствления входящих в нее прав и обязанностей в области финан-
сов. Но и в этой области в связи с действием уполномочиваю-
щих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты
могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.
Особенность круга субъектов финансового права состоит в
том, что в него входят три основные группы, на которые под-
разделяются субъекты российского права: а) государство и его
территориальные подразделения; б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений
(государство и его территориальные подразделения) входят:
а) Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, об-
ласти, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург,
автономные округа и автономная область; б) муниципальные
образования; в) городские и сельские поселения, входящие в со-
став муниципального образования; г) административно-терри-
ториальные образования особого режима (закрытые админист-
ративно-территориальные образования, наукограды, свободные
экономические зоны).
Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным
правоотношениям. Законодательство закрепляет право на госу-
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 143
дарственный или местный бюджет именно за этими субъекта-
ми, а не за государственными органами, что выражает принцип
народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская
Федерация, ее субъекты и муниципальные образования высту-
пают субъектами права и в других финансовых отношениях,
связанных с государственным (или муниципальным) долгом
при выпуске облигаций государственных (или муниципальных)
займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответ-
ствующие Органы государственной власти и местного самоуп-
равления в этом случае выступают от имени и в интересах в
целом Российской Федерации, республики, области и т. д., кото-
рые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение
финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечи-
вается при этом за счет средств государства или его территори-
альных подразделений, т. е. соответствующего государственно-
го или местного бюджета.
Закрытые административно-территориальные образования
и наукограды — это имеющие органы местного самоуправления
административно-территориальные единицы с особым право-
вым режимом, установленным законодательством. В отличие от
обычных муниципальных образований, они вступают в финан-
совые (бюджетные) правоотношения непосредственно с феде-
ральными органами власти. Свободная экономическая зона отли-
чается особой системой налогообложения (ст. 18 НХ РФ).
Коллективными субъектами финансового права являются го-
сударственные и общественные организации, к числу которых
относятся: государственные органы представительной и испол-
нительной власти; органы местного самоуправления; предприятия,
организации, учреждения, основанные на разных формах соб-
ственности, среди которых выделяются коммерческие и неком-
мерческие организации.
Юридические права и обязанности органов государственной
власти и местного самоуправления как субъектов финансового
права выражают их компетенцию по осуществлению определен-
ной части финансовой деятельности государства, муниципаль-
ных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу
своей обязательности требующую от них активных действий.