19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Они действуют в масштабе всей финансо-
вой деятельности государства (и муниципальных образований)
и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются
в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких
130 Учебник: Краткий курс. Общая часть
разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие
финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделе-
ний представляет собой совокупность финансово-правовых
норм, регулирующих группу однородных финансовых отноше-
ний. Финансово-правовой институт объединяет правовые нор-
мы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию груп-
пу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В по-
следние по признаку однородности регулируемых отношений
входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим
отношениям свойственны общие отличительные черты.
В последнее время некоторые крупные подразделения фи-
нансового права стали именоваться его подотраслями — бюд-
жетное право, налоговое право. Названные подотрасли получи-
ли в системе финансового права в сравнении с ее другими под-
разделениями более четкое оформление и разработанную
структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогово-
го кодексов РФ.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в ко-
торых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в об-
ласти: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государствен-
ных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государ-
ственных и муниципальных предприятий; г) государственных и
муниципальных доходов; д) государственного и муниципально-
го кредита; е) организации страхования; ж) государственных и
муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) де-
нежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования.
Научная обоснованность системы права, построение ее на
основе объективно существующих отношений дает возможность
наиболее правильного и эффективного применения финансо-
во-правовых норм, следовательно, содействует выполнению
финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе
разнообразных правовых нормативных актов (источников).
К ним относятся акты представительных и исполнительных ор-
ганов государственной власти разных масштабов и уровней и
органов местного самоуправления (общие и отраслевые, феде-
ральные, субъектов Федерации, местные и др.).
Итак, источники финансового права РФ — это правовые акты
представительных и исполнительных органов государственной
власти (федеральных и субъектов федерации) и местного само-
управления, в которых содержатся нормы финансового права.
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 131
Трехуровневый состав — характерная особенность источни-
ков российского финансового права, вытекающая из федера-
тивного устройства государства и действий органов местного
самоуправления, из разграничения компетенции по правовому
регулированию финансовых отношений между федеральными,
региональными (субъектов РФ) органами государственной вла-
сти и органами местного самоуправления.
Главный источник финансового права — Конституция РФ,
на основе которой приняты конституции и уставы субъектов
Федерации, а также уставы муниципальных образований. Како-
го-либо единого источника по этой отрасли права в целом, по-
добного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют ко-
дифицированные источники по налоговому и бюджетному пра-
ву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты
приняты в стране впервые и призваны сыграть важную parib в
формировании современного финансового права.
Среди источников финансового права немало таких, кото-
рые содержат нормы и других отраслей права — конституцион-
ного, административного, гражданского и т. д. К ним относят-
ся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуп-
равлении, о банках, об организации страхования и др.
Источники финансового права РФ неодинаковы по своим
правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов
исполнительной власти разных уровней. В настоящее время рас-
ширяется сфера регулирования финансовых отношений зако-
нодательными актами, что важно для повышения авторитетно-
сти финансово-правовых норм. Нормы финансового права со-
держатся в актах главы государства и органов исполнительной
власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства
РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавлива-
ются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнитель-
ной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим
вопросам, также могут быть источниками финансового права.