19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




В масштабе госу-
дарства в целом составляется сводный финансовый баланс, в кото-
ром учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансо-
вые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации
и муниципальных образований.
Принцип законности означает необходимость строгого соблю-
дения требований финансово-правовых норм всеми участника-
ми отношений, возникающих в процессе финансовой дея-
126 Учебник: Краткий курс. Общая часть
тельности. Он распространяется на государственные органы вла-
сти, органы местного самоуправления, предприятия, организации,
учреждения, должностных лиц и фаждан. Этот принцип вытекает
из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию
правовым государством. Он закреплен и в других статьях Консти-
туции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового
права применяются соответствующие меры ответственности.
Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление
в законодательных и иных правовых актах, регулирующих раз-
ные стороны финансовой деятельности государства и органов
местного самоуправления, свое применение в подотраслях и
институтах финансового права. Помимо этого, названным под-
отраслям и институтам свойственны и особые принципы, в ко-
торых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют
развития, углубления, конкретизации в финансовом законода-
тельстве и последовательной реализации.
§ 3. Финансовое право в системе российского права:
его особенности и связь с другими отраслями права
Финансовое право на современном этапе входит в систему
российского права как одна из ее основных и активно развива-
ющихся отраслей. Являясь самостоятельной отраслью, финансо-
вое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный
другим отраслям права. Регулируемые им отношения отличают-
ся спецификой содержания и целенаправленности, форм про-
явления. Для них характерна обязательная связь с функциями
по образованию, распределению или использованию государ-
ственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а
также контролем за этими процессами.
Такое содержание предмета финансового права обусловли-
вает и особенности его метода регулирования, т. е. приемов,
способов, средств юридического воздействия на поведение уча-
стников финансовых отношений, на характер взаимосвязей
между ними. Основным, определяющим методом финансово-пра-
вового регулирования является императивный, проявляющийся
во властных предписаниях со стороны органов государственной
власти или местного самоуправления соответственно наделен-
ным полномочиям. Такой метод свойственен и другим отраслям
права, например административному. Но в финансовом праве
он имеет специфику в своем конкретном содержании, связанном с
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 127
предметом правового регулирования, а также с кругом органов,
уполномоченных государством на властные действия.
В силу существующего распределения компетенции между
государственными органами большая часть таких предписаний
реализуется финансово-кредитными органами государства, со-
зданными специально для осуществления финансовой деятель-
ности. Участники финансовых отношений, Которым адресова-
ны данные предписания (различные органы государственного
управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с
этими органами и зависимы от них лишь по линии функций
финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем на-
правлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали»
(министерство, с одной стороны, и подведомственные ему орга-
низации, с другой).
Однако это не означает, что финансово-правовое регулиро-
вание методом властных предписаний не распространяется на
отношения «вертикального» соподчинения. Властные предпи-
сания, касающиеся финансовой деятельности предприятий,
организаций и учреждений, направляются и со стороны их вы-
шестоящих органов. Но для финансово-правового регулирова-
ния наиболее характерно использование этого метода именно в
функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными орга-
нами.
Особенности финансового права раскрываются полнее при
его сопоставлении с другими отраслями права и отграничений от
них. В связи с тем, что финансовое право распространяется на
одну из областей деятельности государства, оно тесно соприка-
сается с конституционным и административным правом, охва-
тывающими своим воздействием организацию и деятельность
государства в целом.
Имеется сходство и по видам государственной деятельности,
на которые распространяется регулирование со стороны этих
отраслей права.