19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Совершенствование принципа
федерализма в финансовых отношениях относится к числу пер-
востепенных задач Российского государства.
Единство финансовой политики и денежной системы. Соглас-
но финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов
Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной
финансовой политики, а также установленных совместно об-
124 Учебник: Краткий курс. Общая часть
щих принципов налогообложения и сборов. Система налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налого-
обложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в
стране, устанавливаются федеральным законодательством.
В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый по-
рядок финансирования бюджетных расходов и т. д.
Единство финансовой политики является необходимым ус-
ловием гарантированного Конституцией РФ единства экономи-
ческого пространства в Российской Федерации, свободного пе-
ремещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой
политики требует также единой денежной системы в стране
(ст. 75 Конституции РФ).
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея-
тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На все субъекты
Федерации в равной мере распространяется федеральное фи-
нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской
Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде-
рации осуществляет собственное правовое регулирование фи-
нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель-
ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.
Самостоятельность финансовой деятельности органов мест-
ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12,
130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности
законодательством РФ и соответствующего субъекта Федера-
ции.
Социальная направленность финансовой деятельности в Рос-
сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ,
характеризующей Российскую Федерацию как социальное госу-
дарство (ст. 7). Для реализации этой установки требуется сосре-
доточение в распоряжении государства необходимых финансо-
вых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т. е.
финансовая деятельность определенной целенаправленности.
Распределение функций в области финансовой деятельности
осуществляется на основе разделения законодательной (предста-
вительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя
из этого принципа, определяет полномочия законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти. Так,
Государственная Дума принимает законы по вопросам феде-
рального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансово-
го, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии
(ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разра-
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 125
ботка проекта федерального бюджета и обеспечение его испол-
нения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной
и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение фун-
кций на других уровнях законодательной (представительной) и
исполнительной власти.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления вытекает из положения Кон-
ституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управ-
лении делами государства как непосредственно, так и через сво-
их представителей.
Принцип гласности. Основы его установлены нормами Кон-
ституции РФ, требующими официального опубликования зако-
нов, что непосредственно относится и к законам, регулирую-
щим финансовую Деятельность (ст. 15). Принцип гласности
получил Закрепление и в финансовом законодательстве (напри-
мер, ст. 28, 36 БК РФ, ст. 5 НК РФ).
Принцип плановости выражается в том, что деятельность го-
сударства и муниципальных образований по формированию,
распределению и использованию финансовых ресурсов осуще-
ствляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в
соответствии с государственными и местными планами и про-
граммами, а также планами предприятий, организаций и уч-
реждений. Формами финансовых планов являются, в частно-
сти, бюджеты разных уровней, внебюджетных фондов (ст. 71,
114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только
не противоречит принципам рыночных отношений, но и явля-
ется необходимым для них, выступая важным элементом регу-
лирования экономического и социального развития и управле-
ния финансами, хотя и со своими особенностями.
Финансовым планированием охвачены все звенья финансо-
вой системы. Оно осуществляется на всех территориальных
уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рам-
ках предприятий, организаций и учреждений.