19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Формирующееся финансовое право Российской Федерации отра-
жает новые экономические и политические условия страны. Это
выражается в установлении равенства прав субъектов, независи-
мо от формы собственности, и соответственно этому — их фи-
нансовых обязанностей перед государством и муниципальными
образованиями, прав на защиту их законных интересов и т. д.;
в нацеленности финансово-правового регулирования на усиле-
122 Учебник: Краткий курс. Общая часть
ние эффективности финансовой системы; в применении более
разнообразных методов финансовой деятельности государства и
органов местного самоуправления (однако при еще недостаточ-
ном развитии ее социальной направленности). Финансовое пра-
во отражает развитие в России федеративных отношений и мест-
ного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на
повышение роли субъектов РФ, расширение их самостоятель-
ности и сферы правового регулирования. Одновременно такую
же направленность финансового права можно отметить в отно-
шении органов местного самоуправления. Вместе с тем эти про-
цессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечива-
ющей единую финансовую политику в стране.
В то же время отмеченные направления в развитии финансо-
вого права Российской Федерации во многих случаях представ-
ляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего
углубления и упрочения.
§ 2. Принципы российского финансового права
Российское финансовое право характеризуется определен-
ными принципами, т. е. основополагающими началами, прави-
лами и требованиями, выражающими его (права) наиболее су-
щественные особенности и целенаправленность. Эти принципы
носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены
непосредственно в правовых нормах или выводятся логически
из их совокупности. Учет правовых принципов в правоприме-
нительной и правотворческой деятельности имеет важное зна-
чение, так как позволяет правильно понимать и применять пра-
вовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законо-
дательстве.
Принципы отечественного финансового права впервые были
сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому
периоду в качестве принципов финансовой деятельности госу-
дарства1. Естественно, что принципы современного финансово-
го права изменились при сохранении определенной преемствен-
ности.
Основными общеотраслевыми принципами действующего фи-
нансового права можно назвать следующие: приоритетность пуб-
личных интересов в правовом регулировании финансовых от-
ношений; социальная направленность финансово-правового
1 См.: Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского фи-
нансового права. М., 1960. С. 21—30.
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 123
регулирования; принципы федерализма, единства финансовой
политики и денежной системы, равноправия субъектов РФ в
области финансовой деятельности, самостоятельности органов
местного самоуправления; распределение функций в области
финансовой деятельности на основе разделения законодатель-
ной (представительной) и исполнительной властей; участие
граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов
местного самоуправления; принципы плановости и законности.
Основное содержание названных принципов определяется Консти-
туцией РФ, как ее общими положениями, так и специально
относящимися к финансовой деятельности государства, конк-
ретизированными в нормах финансового права.
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регули-
ровании общественных отношений, возникающих в области
финансовой деятельности государства и муниципальных обра-
зований, предполагает использование финансово-правовых ин-
ститутов в целях государственного регулирования экономики,
исходя из общезначимых задач общества. Вместе с тем данный
принцип не противоречит частным интересам личности, напро-
тив, последовательная реализация его позитивно отражается на
них. Особенно это подтверждается принципом социальной на-
правленности финансово-правового регулирования, что вытекает из
положений Конституции РФ, характеризующих Российскую
Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить
достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Хотя на
настоящем этапе реализация названного принципа предстает
неблизкой перспективой, определение такого направления в
развитии финансового права имеет существенное значение.
Принцип федерализма предполагает направленность финан-
сово-правового регулирования на сочетание общефедеративных
интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение
финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении
функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для
жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации
(ст. 71—73, 76 Конституции РФ).