19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Данные отношения и составляют пред-
мет финансового права.
Следовательно, предмет финансового права — это обществен-
ные отношения, возникающие в процессе деятельности государ-
ства и муниципальных образований по планомерному образованию
(формированию), распределению и использованию денежных фон-
дов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
По своему содержанию эти отношения весьма разнообраз-
ны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее
связью со всеми структурами общественного производства и
распределения, с разными сторонами жизни общества и госу-
дарства. Разнообразен также и круг участников финансовых
120 Учебник: Краткий курс. Общая часть
отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотноше-
ния со своими субъектами, последние — с муниципальными
образованиями, органы государственной власти и местного са-
моуправления — с организациями и физическими лицами, вза-
имодействуют между собой государственные органы всех видов
и уровней и органы местного самоуправления.
Связь финансового права именно с государственными фи-
нансами и соответствующей деятельностью земств, т. е. органов
местного самоуправления, отмечалась в русской дореволюци-
онной литературе, а также современными зарубежными иссле-
дователями финансового права1.
В финансовых отношениях, являющихся предметом финансово-
го права, можно выделить следующие их группы:
а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муници-
пальными образованиями и административно-территориальны-
ми единицами, возникающие в связи с распределением финан-
соэых ресурсов страны;
б) между финансовыми и налоговыми органами государства,
с одной стороны, и предприятиями, организациями, учрежде-
ниями, с другой — в связи с выполнением финансовых обяза-
тельств перед государством, муниципальными образованиями,
распределением между ними или расходованием государствен-
ных и муниципальных денежных средств;
в) между государственными (муниципальными) финансово-
кредитными органами в связи с образованием, распределением
и использованием соответствующих государственных (муници-
пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюд-
жетных, кредитных, страховых);
г) между государственными и муниципальными предприяти-
ями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их
вышестоящими государственными (муниципальными) органа-
ми, с другой — в связи с распределением и использованием в
соответствующих отраслях экономики и сферах социальной
жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собствен-
ных средств предприятий, организаций, учреждений;
д) между финансово-кредитными органами, с одной сторо-
ны, и юридическими и физическими лицами, с другой — в свя-
М., 2000
С, 78,
См.: Лебедев В. А. Финансовое право / Под ред. А. Н. Козырина.
2000. 1\ 2. С, 15, 39; Годме Я. М. Финансовое право. М., 1978/
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 121
зи с образованием и распределением государственных кредит-
ных ресурсов и централизованных страховых фондов;
е) между финансово-кредитными органами государства, с
одной стороны, и физическими лицами, с другой — в связи с
выполнением обязанностей последних по внесению платежей в
государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет,
внебюджетные целевые фонды).
Указанные финансовые отношения при всем своем разнооб-
разии имеют общее основное содержание — направленность на
образование, распределение и использование государственных
и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов).
Естественно, что эти отношения возникают при участии и под
непосредственным воздействием государства и — в рамках за-
конодательства — органов местного самоуправления.
Основным методом правового регулирования этих отношений
является метод властных предписаний со стороны уполномочен-
ных органов государства и местного самоуправления (импера-
тивный). При использовании государством для формирования
своих ресурсов платежей добровольного характера (государ-
ственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в
определенной части также действует метод властных предписа-
ний. Например, таким методом государство устанавливает усло-
вия проведения государственных внутренних займов, выпуска
государственных казначейских обязательств. Однако, помимо
названного основного метода, в финансовом праве развиваются
и иные способы регулирования — путем рекомендаций, согла-
сования, договоров.
Четкость правового регулирования финансовых отношений
важна не только для обеспечения должной организованности
работы государственных органов, органов местного самоуправ-
ления, но и для соблюдения интересов государства, муници-
пальных образований, а также граждан, предприятий, организа-
ций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения госу-
дарством своих функций.