19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Что представляют собой и чем различаются правовые и
неправовые формы финансовой деятельности государства и ор-
ганов местного самоуправления?
8. Что такое финансово-правовой акт?
9. Как (по каким основаниям) классифицируются финансо-
во-правовые акты?
10. Дайте понятие и приведите примеры финансово-плано-
вых актов. Каковы особенности этих актов?
11. Рассмотрите классификацию финансово-правовых актов
на примере сметы конкретного учреждения.
12. Что относится в сфере финансов к компетенции предста-
вительных органов государственной власти на основании Кон-
ституции РФ?
13. Каковы полномочия Президента РФ в области финан-
сов?
14. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере финан-
сов?
15. Проанализируйте правовое положение Министерства
финансов РФ. Какие изменения в нем произошли в связи с
118 Учебник: Краткий курс. Общая часть
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г, «О системе и структу-
ре федеральных органов исполнительной власти»?
16. Охарактеризуйте правовое положение Федерального каз-
начейства (федеральной службы).
17. Охарактеризуйте систему и правовое положение налого-
вых органов. Кому (какому органу) они подведомственны?
18. Какую роль выполняет Федеральная служба по финансо-
вому мониторингу? Кому (какому органу) она подведомствен-
на?
19. Кто (какой орган) осуществляет государственный страхо-
вой надзор?
20. Что входит в состав банковской системы РФ?
21. Дайте понятие кредитной организации. На какие виды
подразделяются кредитные организации?
22. Что понимается под банковскими операциями? Назовите их.
23. Какие взаимоотношения Центрального банка РФ с ком-
мерческими банками установлены законодательством?
24. Каковы задачи, функции и права Центрального банка
РФ, особенности его правового положения?
25. В чем проявляется деятельность Центрального банка РФ
как органа государственного регулирования?
Глава 3. Финансовое право
как отрасль российского права
§ 1. Понятие, предмет и метод финансового права
Общественные отношения, возникающие в процессе финан-
совой деятельности государства и муниципальных образований,
требуют правовой урегулированности, четкого закрепления
прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек-
тов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как
одной из основных отраслей российского права.
Область финансов и отдельные ее стороны затрагивают нор-
мы и других отраслей права. Однако именно в сферу действия
финансового права эта область подпадает в целом, хотя на раз-
ные звенья финансовой системы его нормы распространяются
не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом ре-
гулирования финансового права охватываются отношения, воз-
никающие в связи с функционированием государственных и
муниципальных финансов, что обусловлено публичным харак-
тером тех и других. С иными составными частями финансовой
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 119
системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регу-
лирует отношения, касающиеся аккумуляции средств в денеж-
ные фонды государства и муниципальных образований, а также
их использования (например, налоговые платежи из финансо-
вых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных
формах собственности, выделение этим предприятиям средств
из государственного бюджета).
Таким образом, финансовое право — это отрасль российского
права, нормы которой регулируют общественные отношения, воз-
никающие в процессе образования (формирования), распределения и
использования централизованных и децентрализованных денежных
фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных
образований, необходимых для реализации их задач.
В связи с финансовой деятельностью государства и муници-
пальных образований возникают, помимо финансовых, иные
общественные отношения, которые не относятся к предмету
финансового права: например, трудовые, гражданские и др.,
регулируемые соответствующими отраслями права. Финансо-
вое же право распространяется только на финансовые отноше-
ния. Эти отношения имеют имущественный (денежный) ха-
рактер.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой систе-
мы, распределение компетенции в данной области между Феде-
рацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице со-
ответствующих органов, а на основе этих исходных норм регу-
лирует отношения, возникающие в процессе финансовой
деятельности государства и муниципальных образований, от
лица которых выступают соответствующие государственные или
муниципальные органы.