19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Кредитные организации как составная часть банковской сис-
темы подразделяются на банки и небанковские кредитные орга-
низации.
Согласно Федеральному закону «О банках и банковской де-
ятельности» кредитная организация — это юридическое лицо, ко-
торое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельно-
сти на основании специального разрешения (лицензии) Централь-
ного банка РФ имеет право осуществлять банковские операции,
предусмотренные названным Законом.
Кредитные организации, в отличие от Банка России, образу-
ются на основе любой формы собственности, являясь коммер-
ческими организациями. Они могут создавать союзы и ассоци-
ации (не преследующие цели извлечения прибыли) для зашиты
интересов и координации деятельности своих членов, а |гакже
холдинги и группы.
Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к
банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокуп-
ности следующие банковские операции, к которым Закон отно-
сит: привлечение во вклады денежных средств физических и
юридических лиц; размещение указанных средств от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности; открытие и ведение банковских счетов физических
и юридических лиц.
В отличие от этого небанковская кредитная организация име-
ет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на
которые выдана лицензия).
116 Учебник: Краткий курс. Общая часть
Помимо перечисленных кредитные организации вправе вы-
полнять и другие банковские операции, а именно: осуществле-
ние расчетов, инкассацию денежных средств, кассовое обслу-
живание физических и юридических лиц, куплю-продажу ино-
странной валюты, привлечение во вклады и размещение
драгоценных металлов, выдачу’ банковских гарантий и др.
Они независимы от органов государственной власти и управ-
ления при принятии своих решений, связанных с проведением
банковских операций. Банки действуют на основании своих
уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Устав-
ный капитал кредитной организации складывается из средств ее
участников — юридических и физических лиц и служит обеспе-
чением обязательств банка. Минимальный размер уставного
фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный
банк РФ.
Отношения банков с клиентурой строятся на договорной
основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как
и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме слу-
чаев, предусмотренных законами РФ. Органы государственной
власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в
деятельность кредитных организаций.
Кредитная организация по специально заключенному на
конкурсной основе договору может выполнять отдельные пору-
чения Правительства РФ, органов исполнительной власти
субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять опера-
ции с государственными и муниципальными финансовыми ре-
сурсами — со средствами государственных и местных бюджетов,
обесфчивать целевое использование бюджетных средств, выде-
ляемых для осуществления федеральных и региональных про-
грамм. Таким образом, деятельность кредитных организаций,
помимо того, что она вообще способствует функционированию
финансовой системы страны, имеет и непосредственное отно-
шение к выполнению функций финансовой деятельности госу-
дарства и муниципальных образований.
Органы государственных внебюджетных фондов. К ним отно-
сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра-
хования РФ, Федерального и территориальных фондов обяза-
тельного медицинского страхования. На названные фонды воз-
ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни,
инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплат-
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 117
ной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в
их ведении находятся государственные финансовые ресурсы,
распределяемые строго по целевому назначению.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под финансовой деятельностью государ-
ства?
2. Что понимается под финансовой деятельностью муници-
пальных образований, в лице каких органов она осуществляется?
, 3. Каковы основные направления, с которыми связаны фун-
кции финансовой деятельности государства и муниципальных
образований?
4. В чем общность и различия финансовой деятельности
государства и муниципальных образований?
5. Каковы организационно-правовые особенности финансо-
вой деятельности государства?
6. Какими методами осуществляется образование (формиро-
вание), распределение и использование государственных и му-
ниципальных (местных) денежных фондов? Какие новые явле-
ния возникли в этих методах в связи с переходом к рыночной
экономике?
7.