19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Законодательство закрепляет
права, обязанности и ответственность налоговых органов и их
должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в
области налогообложения, а также применяемые ими меры к взыс-
канию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совер-
шения ими налоговых правонарушений (гл. 5, 14, 15 НК РФ).
Учитывая важную роль налоговых органов в формировании
доходов бюджетной системы страны, Правительство РФ по-
становлением от 21 декабря 2001 г. утвердило Федеральную целе-
вую программу «Развитие налоговых органов (2002—2004 годы)»2.
Таможенные органы в сфере финансовой деятельности госу-
дарства, подобно налоговым органам, осуществляют деятель-
ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач
в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут
обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении
товаров через таможенную границу. Таможенные органы осу-
1 См.: Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном
казначействе»•.// Ведомости РФ. 1992. № 50. Ст. 2978.
2 СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 32.
112 Учебник: Краткий курс. Общая часть
ществляют и иные функции финансовой деятельности (распре-
деление денежных средств между подведомственными органи-
зациями, контроль за их использованием и др.).
На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме-
сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ
создана Федеральная таможенная служба в системе Министер-
ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо-
женных органов входят также региональные таможенные управ-
ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи-
зованном подчинении.
В связи с необходимостью усиления государственного фи-
нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе-
ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа-
ции доходов, полученных преступным путем, создан Комитет
РФ по финансовому мониторингу1, преобразованный на основа-
нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. в Федеральную
службу по финансовому мониторингу.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за стра-
ховой деятельностью. В связи с существенными преобразовани-
ями в сфере страховых отношений эта деятельность перестала
быть государственной монополией. Функции страхования осу-
ществляют теперь как государственные (Росгосстрах, Военная
страховая компания), так и негосударственные компании. Все
они действуют на коммерческих началах. Организация этой де-
ятельности и государственный надзор в данной сфере регулиру-
ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий-
ской Федерации»2. На основании Указа Президента РФ от
9 марта 2004 г. № 314 в структуре Министерства финансов РФ
вместо Департамента страхового надзора создана Федеральная
служба страхового надзора.
Банки. Банковская система. Банки принято именовать кре-
дитными органами (организациями) в связи с тем, что основ-
ным направлением их деятельности является именно кредито-
вание. С ним в той или иной мере связаны все другие направ-
ления деятельности банков.
Система банков РФ, их правовое положение и содержание
функций существенно изменились в связи с переходом к ры-
ночной экономике. Банки перестали быть объектом исключи-
1 См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномочен-
ном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251; 2004.
№ 11. Ст. 945.
2 Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3085.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 113
тельно государственной собственности. Согласно Федеральному
закону «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федераль-
ного закона от 3 февраля 1996 г.)1 банковская система РФ состо-
ит из двух уровней, включающих: а) Центральный банк РФ
(Банк России) и б) кредитные организации (коммерческие бан-
ки), а также филиалы и представительства иностранных банков.
При этом иностранным считается банк, который зарегистриро-
ван на территории иностранного государства и признан банком
по его законодательству.
Центральный банк РФ (Банк России)2 занимает особое место
в банковской системе, а его правовое положение отличается
существенными особенностями. Это главный банк Российской
Федерации, он является государственной федеральной соб-
ственностью. Уставный капитал Банка определен в 3 млрд руб.
Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юри-
дического лица. Государство не отвечает по обязательствам
Центрального банка РФ, а он не несет ответственности по обя-
зательствам государства, кроме случаев, когда они сами приня-
ли на себя такие обязательства, или это предусмотрено феде-
ральными законами.