19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Министерство финан-
сов РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти,
осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре-
дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-
правовое регулирование в следующих сферах: в финансовой (вклю-
чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения,
сферу государственного долга); в области аудиторской деятель-
ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ-
ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней^ таможенных платежей (в части исчисления и уплаты),
включая определение таможенной стоимости товаров и транс-
портных средств. К его компетенции отнесена также выработка
финансовой политики в области государственной службы и су-
дебной системы. В круг важнейших функций Министерства
финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения
федерального бюджета, а также организации и функционирова-
1 См. ст. 165, 167, 268 БК РФ; Положение о Министерстве финан-
сов Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ
от 30 июня 2004 // Российская газета. 2004. 31 июля.
НО . Учебник: Краткий курс. Общая часть
ния бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей
компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про-
екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель-
ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные
правовые акты, методические и иные документы по вопросам
организации финансовой деятельности. Министерство финан-
сов РФ координирует в указанных сферах деятельность других
федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует
с государственными органами субъектов Федерации и органами
местного самоуправления, а также общественными объедине-
ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес-
кие указания и другие документы
На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнитель-
ной власти»1, существенно изменившего структуру Министер-
ства финансов РФ, предусмотрено создание следующих подве-
домственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой
службы, Федеральной службы страхового надзора; Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора; Федеральной службы
по финансовому мониторингу. Кроме того, статус федеральной
службы придан действующему в настоящее время Федерально-
му казначейству с передачей правоприменительных функций
Министерства финансов РФ по обеспечению исполнения феде-
рального бюджета. Названные федеральные службы являются фе-
деральными органами исполнительной власти, осуществляющи-
ми функции контроля и надзора в указанных сферах2.
Подобные Минфину, России органы создаются и субъектами
Федерации — министерства финансов или финансовые управле-
ния. Кроме того, в системе органов местного самоуправления
действуют финансовые отделы или управления. В задачи всех
этих органов входит организация на соответствующей террито-
рии финансовой деятельности, способствующей развитию ры-
ночных отношений в экономике, увеличению поступлений в
бюджет, а также связанной с организацией и проведением фи-
нансового контроля и учета.
Федеральное казначейство (федеральная служба) создано в
целях проведения государственной бюджетной политики, эф-
фективного управления доходами и расходами федерального
1 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.
2 Подробнее см. гл. 5 учебника.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства ИЛ
бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един-
ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ
государственным внутренним и внешним долгом1.
Налоговые органы. Необходимость активного использования
финансового механизма, повышение роли налогов в связи с
преобразованием экономики страны обусловили формирование
в Российской Федерации новой системы налоговых органов.
К системе налоговых органов относятся территориальные орга-
ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек-
ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня.
Это единая централизованная система органов. До принятия
Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. налоговые органы на-
ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам.
Названный Указ определил вхождение налоговых органов в
систему Федеральной налоговой службы, подведомственной Ми-
нистерству финансов РФ.
Главная задача налоговых органов РФ заключается в обеспе-
чении единой системы контроля за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза-
тельных платежей, установленных законодательством Россий-
ской Федерации и ее субъектов.