19 Март 2011

Финансовое право. Учебно-методический комплекс




Законодательные (представительные) органы и органы испол-
нительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют
функции в области финансовой деятельности наряду с другими
своими функциями в пределах соответствующей территории.
В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение
которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации
или ее субъектов и муниципальных образований. При этом к
полномочиям представительных органов относится прежде всего
утверждение бюджетов соответствующих уровней (федерально-
го, региональных и местных), установление налогов и сборов.
Согласно принципу разделения властей прерогативой пред-
ставительных органов государственной власти является приня-
тие законов по вопросам финансов (ст. 104 Конституции РФ).
1 См. также: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и испол-
нительных органов государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2004. № 25. Ст. 2484.
108 Учебник: Краткий курс. Общая часть
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области
финансов согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, определяет основные направ-
ления внутренней и внешней политики государства, соответ-
ственно которой строится финансовая политика, обращается с
ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному
Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам
формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ-
ственных фондов, финансирования государственных расходов
федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа-
ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых
отношений, организации органов финансово-кредитной систе-
мы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет
финансовый контроль1. В составе Администрации Президента
РФ образуются и другие структурные подразделения, например в
целях экспертно-аналитического обеспечения деятельности
Президента РФ по различным, в том числе финансовым, вопро-
сам — Экспертное управление.
В сформированных на основании Указа Президента РФ от
13 мая 2000 г. семи федеральных округах реализацию полномо-
чий Президента РФ обеспечивают его полномочные представи-
тели, что относится и к области финансовой деятельности.
Органы исполнительной власти общей компетенции (Прави-
тельство РФ, правительства или администрации субъектов Фе-
дерации) принимают меры к реализации законов, обеспечивают
исполнение бюджета (ст. 101, 114 Конституции РФ, Федераль-
ный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Прави-
тельстве Российской Федерации»2). В структуре аппарата Пра-
вительства РФ и при Правительстве в целях обеспечения коор-
динации действий федеральных органов исполнительной власти
и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и
денежно-кредитной политики создаются департаменты, комис-
сии, советы и т. п. подразделения (например, Департамент эко-
номики и финансов Правительства РФ, Правительственная ко-
миссия по повышению результативности бюджетных расходов3).
1 См.: Положение о Контрольном управлении Президента Российской
Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004.
№ 24. Ст. 2395.
2СЗРФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
3 СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1764.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 109
Функции финансовой деятельности выполняют также орга-
ны исполнительной власти РФ и субъектов Федерации, осуществ-
ляющие государственное управление в рамках определенных от-
раслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.).
Они обеспечивают выполнение задач этих органов в соответ-
ствующих отраслях и сферах. То же относится и к подобным
органам, формируемым в системе местного самоуправления (от-
делы, управления администраций и т. п.).
Вместе с тем существует система органов управления, для
которых сама финансовая деятельность является основной, оп-
ределяющей содержание их компетенции. Это система финан-
сово-кредитных органов, специально созданных для управле-
ния финансами и осуществления контроля в этой сфере.
Компетенция финансово-кредитных органов. В связи с эконо-
мическими преобразованиями, обусловленными переходом к
рыночным отношениям, система финансово-кредитных органов
в России существенно перестроена, соответственно изменились
и их функции.
Среди этих органов Министерство финансов РФ{ выделяется
комплексным характером своих функций, регулирующих раз-
ные стороны финансовой деятельности государства и воздей-
ствующих на эту деятельность в целом.